ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

Городская ветеринарная служба Зеленограда
Пресс-служба управления по ЗелАО ГУ МЧС России по г. Москве

Об архитектуре Зеленограда в стихах

Поэтическая лекция «Зеленый город мечты» об архитектуре и городском дизайне Зеленограда, прочитанная мною 4 ноября во время акции «Ночь искусств» в Культурном центре «Зеленоград» в рамках проекта «Моноспектакли на стуле»


[spoiler]

Давай пройдем по городу пешком,
Он в зелени лесов, как белый остров,
Нам каждый дом на улицах знаком
И каждый двор, и каждый перекресток.
Здравствуй, солнечный наш город,
Наш надёжный друг и брат,
Здравствуй, солнечный наш город,
Ты нам близок, ты нам дорог,
Наш родной Зеленоград.


Олег Беликов



57 лет назад в окружении зеленого кольца лесов, на месте старинных селений и полевых угодий начал строиться новый город-спутник нашей прекрасной столицы. 3 марта 1958 года — дата рождения города в районе станции Крюково.

Словосочетание «город-спутник», почерпнутое из зарубежной теории градостроительства, указывало не только на его назначение и местоположение, но и ассоциировалось с высшим достижением советской науки и техники, вдохновляло на новые свершения, на дерзания и поиск — всего за полгода до принятия решения о строительстве был запущен первый в истории человечества искусственный спутник Земли.


Не все числом доступно измерять.
Вот красота — она неисчислима.
Но можно те же числа так понять,
Что красота их засверкает зримо.
Так поступают физики. Они,
Измерив нечто, нет чему названья,
Лишь точно выяснив, чему равны,
Назвали: странность и очарованье.
А это нечто — видит ли оно
Их рифмы цифр, их глаз неутолимость?
И засияет ли в ответ таким огнем,
Которому название взаимность?
Ах, вряд ли?! — Как тогда они слепы,
Самообманщики, герои без ироний,
Твердя о несомненном будто бы
Наличии каких-то там гармоний!
И все же, может, та возможность есть,
Когда любовью безразличье лечат,
И пусть один, чтоб сбить с абстракций спесь,—
Любить их так, чтоб их очеловечить.


Александр Шерстюк



История строительства города-спутника — отражение истории творческого начала отечественного градостроительства в целом. Он задумывался и реализовывался молодыми и талантливыми архитекторами и строителями-шестидесятниками, мечтающими о счастливых городах будущего и воплощавшими идею построить совершенно новый, идеальный город — «город-фантазию, эксперимент, завтрашний день советского градостроительства, ставший символом всего самого передового от архитектуры до быта и правил дружеского общения».

Замысел зодчих был устремлен в завтрашний день, но замысел ученых шагнул еще дальше. В 1962 году, задуманный как спальный район с сетью предприятий легкой промышленности, город приобрел статус всесоюзного центра микроэлектроники.


Мы под собой не чуем эту сплошную темень,
лишь по ночам бессонным, лишь по ночам несносным
из глубины подводной огненным привиденьем
станция «Мир» стартует и улетает в космос.
И громыхнут раскаты в горизонтальном небе,
ветер сорвет обноски с первых стволов за домом
и разберет на части, как разбирают мебель,
и ничего не надо, кроме твоей ладони.
Ночь обтянула землю — будто ведром накрыла,
и никого, кто слышит, и остается только
тихо вести беседу с кем-нибудь шестикрылым,
кто сотрясает небо высоковольтным током…


Денис Карасев



Само название «Зеленоград» символизирует особенный характер «белого города в окружении зеленых лесов», как назвал его первый главный архитектор города Игорь Евгеньевич Рожин. Архитекторы проектировали индивидуальный облик микрорайонов, используя под застройку участки, свободные от леса. Поэтому система зеленых насаждений — это непрерывная цепь, окружающая жилые кварталы и создающая привлекательные уголки отдыха. Такая планировка микрорайонов в окружении лесопарковой зоны предусматривает пешеходную доступность от дома до места работы, отсутствие необходимости пользоваться транспортными средствами.


Мне в окно чуть слышно ветер
постучится на рассвете.
Встану, выгляну и сразу:
Клены, лиственницы, вязы,
Вся зеленая семья —
Закивают, как друзья.


Владимир Журжин



Кстати, в Зеленограде впервые была введена современная система деления территории на жилые микрорайоны и промышленные зоны. Микрорайонам присваивались порядковые номера, промышленные зоны именовались сторонами света в зависимости от их расположения. Названий улиц и площадей в нашем городе было очень мало. Эти немногие названия, главным образом, отвечали определению «город будущего». Таковы названия — площадь Юности и улица Юности. Но в лексиконе зеленоградцев закрепились «народные» названия. Например, три отдельно стоящих жилых дома на улице Юности получили название «Царское село» или «профессорские дома», поскольку заселялись руководителями города и его предприятий, а самый интересный по своему архитектурному решению Зеленограда советского времени 5-й микрорайон — «дворянское гнездо».


…Весна глазами Микеланджело
Питала стрельчатые своды,
Пока посредник — март — улаживал
Условья творческой свободы…


Игорь Голубев



В первые годы в Зеленограде, как и любом новом городе или крупном жилом массиве, наблюдалась острая нехватка наслоений прошлого, «разности». Архитекторы были поставлены практически перед невыполнимой задачей — за одно поколение сделать городскую среду не менее привлекательной, чем среда обитания старых городов, то есть усилиями людей заменить работу времени.

Выделяются несколько этапов строительства Зеленограда. Первый  (начало 1960-х гг.) характеризуется четырех- и пятиэтажной застройкой с включением небольшого числа 9-этажных жилых домов. Так были выполнены два первых микрорайона.


Я живу в небоскребе, положенном набок.
25-й этаж мой — у самой земли.
Может, в небо однажды шагнул из окна бы,
Да строители эту беду отвели…
Небоскреб мой, положенный набок, привычен,
Так вписался в него опрокинутый быт,
Будто каждый по стенке паркетом скрипит,
И стеллаж к потолку у любого привинчен,
И у каждого чайник вбок донцем кипит.


Игорь Голубев



Во время второго этапа с 1964 года, когда главным архитектором города становится И.А.Покровский, масштаб застройки стал более крупным. Были утверждены проекты детальной планировки 9-этажных домов и домов повышенной этажности (в 12, 14, 16, 17 этажей), расположенных в пространственной системе города группами, составляющими крупные ритмы. Компонуя основные микрорайоны Зеленограда, группируя горизонтальные и вертикальные объемы, авторы искали выразительную панораму центральных микрорайонов, открывающуюся с юга, с противоположного берега искусственного водоема.

К 1970 году сложилось архитектурное решение площади Юности. Здание торгового центра спроектировано авторским коллективом архитекторов — А.Климочкиным, Д.Лисичкиным, Б.Оськиным. На главном фасаде здания — монументальный рельеф по эскизу художника Е.Аблина. В композиции площади Юности — фонтан, днище чаши которого украшает мозаичное панно.

Площадь Юности — это начало центра Зеленограда. Центр города представляет собой достаточно широкое пространство, охватывающее всю протяженность Центрального проспекта и оканчивающееся парком 40-летия Победы.

Южная сторона Центрального проспекта представляет собой прогулочный бульвар. На площади Юности, по всей протяженности Центрального проспекта и в парке 40-летия Победы в теплые сезоны можно полюбоваться обилием красочных цветников. Зеленоград славен своими аллеями. Сама природа, ставшая неотъемлемой частью Зеленограда, отразилась в названиях городских аллей (Озерная, Лесные пруды, Березовая, Сосновая, Солнечная, Яблоневая, Каштановая).


Зеленогражданам милей
Любых Парижей
Зеленограция аллей
И дворик ближний
Зеленоградующий вид:
Подарком ярким.
Зеленоградуга висит
Над лесопарком.
Порою тучи прозвенят
Зеленым градом…
Но чаще солнце светит над
Зеленоградом.


Игорь Голубев



Безусловно, Зеленоград всегда удивлял и восхищал обилием зелени, ухоженными газонами, красивейшими клумбами и цветниками. Дополняли эту зеленую среду малые архитектурные формы, созданные по индивидуальным проектам. Необычные скамейки, композиции цветочных вазонов «Поляна», деревянные детские площадки на сказочную тематику и забавная деревянная скульптура гармонично вписались в отдельные уголки города и рекреационных зон лесопарка, радуя глаз его жителей и гостей.


Какие дивные рассветы
Приходят к нам в Зеленоград!
Природой сотканы из света
Они, как праздничный наряд.
Как корабли под парусами,
Окрашенными в алый цвет,
Они горят над небесами,
Волнуя сердце много лет.
И если трудно мне на свете,
Удар судьбы жесток и крут.
Зеленоградские рассветы
Мне падать духом не дают.
Таков закон, я знаю это,
За горизонт отступит тень.
Придет рассвет, а за рассветом
Настанет светлый, добрый день.


Игорь Катеринич



Искусственная световая среда (наружное освещение) города служит самостоятельным разделом любого архитектурного проекта, формируя его эстетическое восприятие горожанами. Среди таких элементов Зеленограда можно назвать рекламное освещение торговых предприятий и опоры уличного освещения (с высокими цилиндрическими плафонами типа «торшер» и салатово-белыми лампами), гармонирующие с зеленью и подсвечивающими ее «изнутри».


Сонный вечер из огней
Сплел гирлянду фонарей,
Разметала тьма аллей
Снежный пух от тополей.
Замер вечер на окне,
Растворяясь в тишине,
Час чарует темнотой,
Увлекает высотой.
Ненароком листьев сень
Огибает полутень.


Александра Алферова



Целый ряд архитектурных сооружений и комплексов получил высокую оценку специалистов. Среди этих объектов здание городской администрации (А. Климочкин, А. Скачков), здание Дворца культуры (И.А. Покровский), 27-этажное здание в центре города, первоначально проектируемое под гостиницу (Ю. Матясов, В. Курочкин), уникальный комплекс Московского института электронной техники (Ф. Новиков и Г. Саевич). А спроектированный ими же корпус № 360, романтично названный зодчими «Флейта», имеет длину 514 метров и композиционно держит всю панораму центральной части города. Этот оригинальный жилой дом вошел даже в зарубежные учебники по архитектуре! Планировка необычна и изнутри: длинные сквозные коридоры, окна во всю стену квартиры, внутренние окна в прихожей и даже... несколько двухэтажных квартир!

За создание архитектурных комплексов Зеленограда И.А.Покровскому и его группе в 1975 году была присуждена Государственная премия СССР в области архитектуры.


И вот пора труды заканчивать.
Взглянув смущенно и лукаво,
Весна сдает ключи заказчикам
И улетает с облаками.


Игорь Голубев



Облик Зеленограда сформировался к середине 1980-х гг. А в дальнейшем в городскую застройку были включены такие индивидуальные дома, как комплекс зданий МЖК с пластичными жилыми корпусами разной высоты, тонко вписанными в лесной ландшафт.

С началом комплексной реконструкции облик города претерпел существенные изменения в большинстве микрорайонов. Город как бы приобрел «новое лицо», сохранив, тем не менее, отдельные пласты застройки советской эпохи.

Изменение привычного архитектурного облика Зеленограда отражено и в литературном творчестве зеленоградцев, посвященном сносу четырех–пятиэтажных домов — «хрущевок».


Утром в сумерках будет иначе,
будто с квашенья снимут гнет,
и камаз, никуда не сворачивая,
поворотником мне подмигнет.
Эти знаки, приветы дорожные,
это улицы с утром родство —
и растут этажи, будто дрожжи
намешали в цементный раствор.
Это солнце над городом ласково,
озирая свои этажи,
как строитель в оранжевой каске
на рабочее место спешит.
Улыбаются лица нехитрые,
и писать бы, что жизнь хороша…
Как хрущобу расселят стихи мои,
и завалят ударом ковша.


Денис Карасев



«По этому месту проедут громадные экскаваторы, снесут пятиэтажку. Они непременно укажут своим чугунным ковшом путь в Новый Город, о котором жители мечтали с детства».

Сергей Зайцев



Но какой же он, тот самый «Новый город»? Любой город растет слоями, которые деформируют или устраняют прежние координаты городского пространства. Эту идею можно отнести и к Зеленограду, в котором ярко выражены слои застройки двух периодов: советского (1960–80-х гг.) и постсоветского «нового города». Как говорил бывший главный архитектор Зеленограда Игорь Покровский «в городе, как в срезе дерева, ясно отражаются «годовые кольца» развития».


Поток машин сползает огненной змеей,
Луна застыла над осенней крышей,
Зеленоград не спит, и в этот час ночной
Шум от машин становится все тише.
Укутал сумрак черным бархатом леса,
Листвою все усыпаны дорожки,
Туман узорами украсил корпуса,
фонарь мерцает, будто глаз у кошки.
Шоссе сверкает, словно серая река,
средь улиц, так похожих на каньоны,
И в небо тянется железная рука,
Кран ловит звезды над родным районом.


Владимир Лактионов



Вместе с тем в Зеленограде усовершенствовалась архитектура зданий и сооружений. Горожане отмечают гармоничность «вкрапления» зданий красного колера в сложившийся образ «белого» города, а также индивидуальные объекты, внесшие в образ города разнообразие и оригинальность форм, сочные цветовые акценты (например, жилые корпуса на Центральном проспекте и по Солнечной аллее).


«Разноцветные струйки моих смеющихся глаз зазмеятся по белой стене, оставляя за собой цветной шлейф… И сольется моя короткая, но цветная жизнь с дождем… Поползу я по цветным дорогам, по серым тротуарам, и не будут они больше серыми!.. И отметит путешественник в своем дневнике, что был в цветном городе, в котором радуга не только на небе, но на дорогах, в котором слезы так же приятны, как и смех…».

Элизабетта Бальби



Сама природа архитектуры, насыщенная духом «технократической среды» и «большой свободы» в планировочном решении, не распадающаяся, как в городах с длительной историей на участки разновременной застройки, создает ощущение декорации, игры, условности: «Город, забываясь в ночи, раскрывается с иной стороны. Он, кутаясь в промозглость ночных туманов, наблюдает за переплетением теней. Он раскрывает свое подлинное лицо; высвеченный холодными неоновыми лучами и сбросивший маску, что примерял поутру, вовлекает в свою игру доверчивую публику».

Александра Алферова



«Ментальная картина города — это его особая атмосфера, наполненная теми смыслами, которые содержит сам город, и теми значениями, которые придает городу и его частям человек».


Этот город, в надежде на завтра,
очертаньями мутных теней
как-то медленно и внезапно
начинает собираться в окне…
И к тебе, как листком — растение,
как земля — высокими травами,
я тянусь бесконечной тенью,
и до тени твоей дотрагиваюсь.
И в окне, проступив тенями
по стеклу, как лохмотьями тины,
все настойчивей нас теряет
этот город, в надежде найти нас.
Он, прилипнув к стеклу, как пальцами,
и пройдя сквозь него, обессиленный,
лишь в глазах твоих растворяется,
в объективе окна фокусируясь.



Александра Алферова, кандидат исторических наук

citizenzel
17.11.2015 10:58:50
Спасибо Александре за увлекательное поэтическое путешествие по городу. Человек влюблен в Зеленоград.
Чтобы оставить комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться

Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ, содержащие оскорбления или нецензурную брань будут удалены!


  • Алферова Александра
    Кандидат исторических наук, член Союза краеведов России, сотрудник «Мосприроды», автор диссертации о социокультурной среде Зеленограда
  • Архив

    «   Апрель 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30          
 

Около корп. 848
Полностью перекрыт пешеходный тротуар
виновен: 3
не виновен: 1

Спортивный Зеленоград

Александр Тимаков
Александр Тимаков
Спортивный обозреватель

По городам и весям

Чукаев Павел
Чукаев Павел
Блог журналиста Инфопортала о путешествиях

Общество и власть. ИТС Зеленограда и СЗАО

Константин Антонович
Константин Антонович
Член комиссий Зеленограда и СЗАО Москвы по организации и безопасности дорожного движения