23 апреля Вторник 2024
Завод «Велфарм-М» в Зеленограде приглашает на работу
Завод «Велфарм-М» в Зеленограде приглашает на работу
На современном научно-производственном комплексе «Велфарм-М», созданном на базе фармхолдинга Bright Way Group, открыты дополнительные вакансии для работы на новых линиях по производству твердых и стерильных лекарственных форм.
 Подробнее
«Цветофор плюс» — оптовая и розничная продажа цветов в Зеленограде
«Цветофор плюс» — оптовая и розничная продажа цветов в Зеленограде
В Зеленограде открыты три магазина сети «Цветофор плюс»: в ТК «Панфиловский» (оптовая и розничная торголя), на Крюковском рынке и в 5-м микрорайоне (розничная торговля).
 Подробнее
Важно


Самое читаемое на Инфопортале

Самое обсуждаемое на Инфопортале


Полезные ссылки

Очерки истории русской авиации safavia.ru Л.Т. Сафронова.

Подборка авторских статей на saffoto.ru для любителей фотографии.


21.10.05 10:07

!!! «Осторожно, ненормативная лексика»



19 октября в Межрайонном центре «Дети улиц», расположенном в корп.107А, прошел семинар на тему «Осторожно, ненормативная лексика». Среди зеленоградских социальных служб центр «Дети улиц» является одной из наиболее активных организаций. Его сотрудники, в число которых входят квалифицированные педагоги и психологи, реализуют множество программ по работе с детьми и подростками. Семинар, посвященный проблеме использования несовершеннолетними ненормативной лексики, проводился в форме круглого стола, для участия в котором были приглашены представители муниципальных служб, префектуры, правоохранительных органов, образовательных и медицинских учреждений.

Первой частью мероприятия стали выступления докладчиков, после чего всем желающим была предоставлена возможность высказаться и подискутировать. Научный секретарь семинара, Ольга Владимировна Шапиро, записывала на доске основные положения, обсуждавшиеся участниками встречи.

Нет необходимости напоминать, насколько остро в наши дни стоит вопрос о культуре русской речи. Ненормативная лексика оказывает все большее влияние на экологическое состояние языкового общения. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, основные составляющие, которые включает в себя ненормативная лексика — жаргон, слэнг и мат. Говоря о культуре современной речи, следовало бы обращать внимание на все общество в целом, но в первую очередь проблема употребления нелитературных выражений касается несовершеннолетних. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование у детей и подростков красивой и правильной речи. Почему необходимо бороться с употреблением нецензурных выражений? Иногда в шутку, иногда всерьез, подростки часто говорят: «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем». Однако, по мнению психологов, философов и педагогов, разговаривать матом невозможно — этот «язык» слишком примитивен, он существенно ограничивает возможность четко и грамотно выразить мысль.

Как известно, одним из основных фенотипических отличий человека от животных является членораздельная развитая речь, таким образом, используя все большее количество нецензурных выражений, мы не только замедляем процесс эволюционирования человека, мы обращаем его вспять. Мат не только свидетельствует об ущербности индивида, его использующего, но и сам порождает эту ущербность. Так почему же люди до сих пор позволяют себе употреблять нецензурную брань? Психологи и социологи выделяют несколько основных причин, побуждающих молодежь использовать матерные выражения. Во-первых, это призыв изучать мат. Многие средства массовой информации, в наибольшей степени различные Интернет-источники, публикуют сведения из истории и фразеологии мата, «продвинутая» часть прессы и телевидения внедряет в жизнь определенные выражения, рекламодатели также не стесняются привлекать внимание к своим продуктам любыми средствами. В современных условиях ребенку иногда становится трудно отделить допустимые языковые формы от недопустимых, когда он каждый день слышит их по радио, телевизору или на улице. Во-вторых, психологический кризис, часто возникающий у подростков в переходном возрасте, влечет за собой изменение лексики. Часто матерные выражения помогают снять стресс, высказавшись, люди переносят неприятности легче. Но станет ли от брани легче на душе?

Ругаясь, человек лишь передает свои негативные эмоции окружающим, поэтому рано или поздно они вернутся к нему обратно. Мат является первым шагом на пути трансформации личности: не умея найти конструктивное решение своих проблем, человек лишь зацикливается на переполняющей его злобе. Ещё одно обстоятельство, влияющее на отношение несовершеннолетних к мату — пример взрослых. Ребенка трудно обмануть, поэтому когда родители ругают или наказывают его за употребление нецензурных выражений, но сами их порой используют в своей речи, ребенок не воспринимает запрет всерьез. Многие подростки, споря с учителями по поводу неприемлемости бранных слов в литературе, приводят как доказательство матерные стихи Пушкина. Не стоит, однако, забывать, что Пушкин писал озорные стихи отнюдь не для широкой публики, а для узкого круга друзей — мужчин. Его рифмы наполнены остроумием и образностью, Пушкин использует лишь вкрапления бранных выражений, тогда как в наши дни мат стал не вкраплением, а связкой между словами, заменой форм, которых недостает в словарном запасе подростка.

Невозможно вырастить полноценное поколение при употреблении как воспитателями, так и воспитуемыми нецензурных выражений: выше уже было отмечено, что мат ведет к деградации личности, поэтому при современной культуре речи можно вырастить из детей лишь поколение рабов. Проблема взрослых заключается ещё и в том, что они принимают мат как озорство, или, наоборот, считают его неискоренимым злом, недооценивают появление в речи своего ребенка характерных слов и конструкций. Самое главное, что должны делать родители — никогда не ругаться самим, даже в уме. При этом нельзя и попустительствовать — не только подростку, но и взрослому, использующему бранные выражения, необходимо делать замечания.

Психологи выделяют три основных категории подростков, имеющих склонность к употреблению мата. Данное деление довольно условно, так как, согласно цитате, упомянутой кем-то из участников семинара, «хочешь ошибиться — обобщай», однако мы все-таки перечислим те категории детей, среди которых чаще всего встречаются хулиганы. Во-первых, это обездоленные дети, дети из неполных, морально или социально неустойчивых семей, дети из приютов. Ко второй категории относятся слабые, слабозащищенные дети. В школе и дома они ведут себя идеально, но, попадая на улицу, эти подростки находятся под влиянием различных групп, оказываются ведомыми. Родители таких подростков чаще всего не могут себе даже представить, что их ребенок употребляет нецензурную брань или совершает хулиганские действия. Третья категория — это дети, стремящиеся эпатировать общество, привлечь к себе внимание любым способом. Эти дети требуют особого внимания, так как за их плохим поведением обычно скрываются достаточно серьезные психологические травмы и комплексы.

О социологической стороне вопроса об использовании ненормативной лексики рассказала присутствующим Наталья Геннадиевна Пудова. По данным опроса, проведенного в 2003 году, 82% населения не использовало нецензурную брань. Уже в 2004 году число культурноговорящих снизилось до 28%. Больше половины населения страны, а именно 71% опрошенных признались в употреблении в собственной речи нецензурных выражений. В данных условиях возникает резонный вопрос: как эффективнее бороться с матом? Примером может послужить программа искоренения мата в молодежной среде, разработанная губернатором Белгородской области Евгением Савченко. За два месяца работы милицией было составлено около двух тысяч протоколов. Общая сумма штрафа, наложенного на молодых людей в возрасте до 30 лет за нецензурную брань в общественных местах, составила 511 тысяч рублей. В Госдуме РФ в разные годы несколько раз рассматривался законопроект об ответственности за употребление нецензурных выражений в общественных местах, но никакого решения так и не было принято.

Согласно статье 20.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам…» влечет за собой административную ответственность. По данным зеленоградских органов внутренних дел, за 9 месяцев прошлого года было составлено 23 протокола о нарушениях по статье 20.1 и 21 человек поставлен на учет. За 9 месяцев текущего года составлено всего 6 протоколов и 16 человек поставлены на учет. Говорят ли эти цифры о том, что дети стали меньше ругаться матом? Увы, это мы стали более терпимыми, мы не ставим детей на место, а лишь разводим руками. Мы, взрослые, стали сами чаще употреблять нецензурную брань! Также изменение количества протоколов связано с тем, что многие подростки, ругающиеся матом, находились в нетрезвом состоянии или совершили иные хулиганские действия и проходят по другим статьям. Сотрудники органов внутренних дел уверены, что докладывать о трезвых матерящихся подростках в милицию необходимо, особенно если на уроке подросток оскорбил учителя. Однако педагоги, присутствовавшие на семинаре, с ними не согласились: если школа начнет вызывать милицию, то у ней будут плохие показатели (хотя, по словам самой милиции, вызовы не только не наказываются, а даже поощряются), а значит, надо справляться своими силами. Не реагировать на ругательства нельзя: не реагировать значит попустительствовать, но если реагировать, то как? Перед педагогом стоит очень сложная, но важная задача: если в классе подросток ругается матом, учитель, не уронив своей чести и достоинства, должен объяснить хулигану и остальным, что так вести себя в обществе нельзя. Также в школах можно ввести определенные санкции, например, снимать баллы у тех учеников, которые позволяют себе использовать в стенах школы нецензурные выражения, а тех, кто не ругается, поощрять. Также учителя — участники семинара подчеркнули, что между сленгом и матом есть серьезная грань, и преподаватели должны учить детей не просто избегать ненормативной лексики, а говорить красиво и правильно.

Выступление известного зеленоградского врача-психоневролога Людмилы Николаевны Панченко затронуло проблему индивидуального подхода к каждому трудному ребенку. Особенно справедливы были её слова о том, что иногда гордыня взрослых мешает им находить с подростками общий контакт, который особенно важен при работе с детьми, страдающими неврологическими заболеваниями, например, психопатоподобным синдромом. Людмила Николаевна привела несколько примеров из собственной практики, иллюстрирующих, насколько сильно изменяется в лучшую сторону поведение людей, которые вдруг обретают понимание и поддержку.

В заключение семинара участники отметили, что поведение школьников на уроке на 99,9% зависит от личности педагога. Насколько преподаватель умеет дисциплинировать детей, заинтересовать их предметом, настолько ему гарантировано уважение и примерное поведение со стороны учащихся. Несмотря на то, что дети очень много времени проводят в школе, большую часть дня они находятся вне школы — в семье и на улице, поэтому первоочередную роль играет работа с молодыми семьями. И, конечно, в борьбе с ненормативной лексикой начинать следует прежде всего не с совершеннолетних, а с общества в целом.



Для изучающих русский язык, быт и фольклор рекомендуется иллюстрированный словарь русской ненормативной лексики.

Евгения Калинина

Просмотрено 9705 раз(а)




Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 0.
Комментарии отсутствуют. Хотите добавить?

* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!
ВКонтакте Instagram Twitter Facebook YouTube Telegram RSS Подписка на рассылку
В «Логопед-Проф» открыт набор на интенсивную подготовку к школе и репетиторство
В «Логопед-Проф» открыт набор на интенсивную подготовку к школе и репетиторство
В школу дошколят «Логопед-проф» приглашаются дети от 4 до 7 лет для занятий в мини-группах, а также школьники на занятия по чтению, математике и письму (1-4 классы), русскому языку и математике (до 7 класса).
Групповые занятия проводятся с сентября по май, индивидуальные — в течение всего года.
 Подробнее




Гастроли

«Женский стендап», Театр кошек Куклачева, Слава, Журавлев, Прокофьева, «Спящая красавица», «Барбоскины»

Хабиб, «Малыш и Карлсон», «Сурганова и Оркестр», «Березка», «Каспийский груз», «Классная шапочка»


Фотолента

Рейд на 23 февраля. Проверка на дорогах

Нанотрубки, ковер-самолет и Эдем с термогенератором. «Театр+Наука» в Зеленограде


Новости компаний

Компания по разработке бортового радиоэлектронного оборудования приглашает на работу в Зеленограде

Читайте апрельский номер газеты «Будь здоров, Зеленоград!» онлайн


Инфографика

Правила для электросамокатов. Инфографика

Отмены электричек. Маршруты компенсационных автобусов


Интервью

Павел Курочкин: «Выбор спектакля для постановки похож на игру в судоку»

Анатолий Смирнов: «В Зеленограде сохраняется преемственность поколений, которой уже нет в других местах»


Советы экспертов


Глазами очевидцев

«Кто-то может найти и призвать к ответу этих вандалов?» Видео

«Мы уже опасаемся жить над разрушающимся паркингом». Жители Голубого жалуются на аварийное состояние подземной стоянки. Фото, видео


Новости автомира

«Гаишникам» разрешили останавливать машины для проверки документов вне постов ДПС

«Гаишники» отобрали у строителей 23-го микрорайона неисправный автобус






Реклама на сайте Контакты Вакансии Наши проекты Кнопки