Содружеству детских и молодёжных театральных коллективов «Первоцветы» в этом году 10 лет. А что это, спросите вы? Да, к сожалению, такое мероприятие нуждается в рекламе. Хотя мы этого делать не станем. Сказать стоит лишь, что фестиваль некоммерческий и держится на энтузиазме организаторов и участников.
В этом юбилейном году все конкурсные и развлекательные события прошли на базе лагеря МЧС «Спасатель» в Подольском районе. Три насыщенных мероприятиями дня. Просмотрено 7 спектаклей. Вручены награды. Но неутомимому зрителю этого мало. Игры, конкурсы и карнавал.
Стоит отметить, что было не просмотрено почти десяток спектаклей, а прочувствовано и понято. Фантазии, комедии, драмы, сказки. Вполне детское «меню» было по духу и взрослым.
Подмосковье посетили театры из Москвы, Зеленограда, Рязани, Белгорода и Волгограда. Долгий путь проделали актёры ради фестиваля. И всё это особенно приятно, потому как идея и само рождение фестиваля произошло в Зеленограде. Благодаря трудолюбию, вере и любви к детям и театру Тихомировой Людмилы Михайловны, что «состряпала» театральную жизнь Зеленограда и дала нам «недетское» интервью. Читайте и познавайте.
— Десять лет — большой срок для фестиваля. В таких случаях всегда интересно с чего всё начиналось? Кому и когда пришла в голову идея создания?
— Идея пришла в голову мне. После института работала учителем русского языка и литературы. Была руководителем школьного театра «Проба» в 718 школе. Мы ставили спектакли («Чудо» Шварца, «Великий капитан» Устинова). Но в чём была моя проблема и, как потом оказалось, проблема всех руководителей подобных студий? Мы варились в собственном соку, проблема была в замкнутости. Показывали спектакли своей школе, все были в восторге, но было непонятно, на каком уровне мы находимся, словно белые вороны. Хотелось найти единомышленников, пообщаться, увидеть куда можно расти дальше. Вот что такое фестиваль? Для этого-то и собираются! В Зеленограде был, конечно, один фестиваль, в котором наша театральная студия участвовала. Где-то в 1995 проходил он во Дворце Творчества Детей и Молодёжи. Но там собралось не более десяти коллективов, да и сам он закончился, не успев начаться — прошёл всего один раз. Но потребность в общении осталась. И когда я пришла в ДЮЦ «Ведогонь», то первым делом набрала группу малышей для занятий. И я решила, что надо брать всё в свои руки, «мастерить» фестиваль таким, какой он нужен. Раз его нет, надо его делать! Собрались руководители студий и учредили Клуба школьных театров. Раз в месяц проводили мастер-классы, ходили друг к другу на спектакли. И в конце 1996 поняли, что нам необходимо общее дело. Вот так из Клуба школьных театров родился фестиваль.
— Какой статус сейчас носит фестиваль?
— Первые годы он был только зеленоградский — окружной. Тогда началось настоящее общение, спектаклей становилось всё больше. Потом про нас прослышали и стали приезжать из Москвы. А когда «Первоцветы» зарегистрировались как некоммерческая организация, и фестиваль официально получил статус московского, к нам приезжали и коллективы из других городов. Специально мы этого не делали, даже не думали об этом. О нас просто узнавали и хотели поучаствовать. Нам же интересно пообщаться с новыми людьми, мы никому не отказывали. Ведь школьным коллективам и театральным студиям очень трудно всё из-за той же пресловутой замкнутости.
— И что же, нет никакого отсева, берёте всех?
— Теперь отбор конечно есть. Зеленоградские коллективы, правда, мы принимаем все, они под нашим крылом. А вот московские и иногородние приходится отсматривать. Получаем кассеты и отбираем лучшее. Ведь это большая работа — принять здесь коллективы, собрать зрителей, предоставить площадку с оборудованием. А смотреть слабые спектакли? Это не стоит приложенных усилий.
— Было ли на первом этапе «Первоцветов» чувство уверенности, что всё это стоит продолжать. Что кому-то это нужно. И не только сугубо театральным коллективам.
— Мы делали фестиваль изначально для себя. У нас была уверенность, что это нужно, что это необходимо, что без этого просто невозможно развиваться. Жить невозможно! А то, что будут приезжать… мы об этом тогда не думали. Хотя у меня всегда была идея большого фестиваля здесь в Зеленограде. Чтобы приезжали коллективы, чтобы у них была большая площадка: ДК или Дворец Творчества. Чтобы всё это бурно крутилось. Но пока мы обходимся тем, что мы общаемся между собой, дружим театральными коллективами и городами. Хотя выезд в «Спасатель» — это уже новый этап. Потому что столько людей просится к нам. Уже осенью проходит второй фестиваль «В поисках Музы», это рождено «Первоцветами». Поэтому наша площадка в ДЮЦ «Ведогонь» не вмещает ни зрителей, ни коллективы. Здесь только пятьдесят мест. А площадки ДК и Дворца Творчества настолько загружены, что вклиниться в их расписание невозможно.
— А на базу МЧС «Спасатель» фестиваль выезжает в который раз?
— В первый раз мы проводим часть конкурсной программы на выезде. В прошлом году ездили в «Спасатель» с конференцией, обсуждали наш собственный журнал, проблемы театрального движения. А в этом году я специально пригласила коллективы именно туда, потому что поняла — люди хотят общаться. Просто показа спектаклей уже мало. Когда приезжают к нам сюда, в Зеленоград, такого общения настоящего, фестивального не происходит. В лагере это полноценное общение, конечно, состоялось.
Если говорить о будущем, то перспектива уже есть. Состоит она вот в таком плотном общении. Может быть, летом поедем на юг в рамках фестиваля. Возвращаться назад теперь нет смысла, мы на новом этапе. Нужно искать новые площадки и делать большой фестиваль, чтобы мог видеть весь город.
— То есть главная проблема в площадке?
— Да! Проблема в этом. Приглашать замечательные коллективы с замечательными спектаклями, и чтобы их видели пятьдесят человек? В этом нет смысла.
— Не было ли такого времени, когда просто опускались руки, не хотелось ничего делать?
— Были периоды, когда чувствовалась неопределённость, будет ли второй и последующие фестивали. Это связывалось и с финансированием. Два-три года мы сомневались. Потом мы отвечали друг другу : «Конечно, будет!». Вот сейчас у меня возникает вопрос, стоит ли проводить фестиваль в том формате, в котором он существовал до этого года. Я отвечаю на него «нет», стоит двигаться дальше.
— Фестиваль «Первоцветы» родился в Зеленограде. Наш город благодарная почва для подобных театральных движений?
— Как оказалось, да. В Москве Зеленоград вообще считают такой творческой и интеллектуальной элитой. Мало того, наш округ занимает первое место по театральному движению в столице. Конечно, в большей части это благодаря «Первоцветам». Ведь не даром даже название такое, всё взращивается, и зритель театральный воспитывается. В Зеленограде особый зритель, для него играть — одно удовольствие, так говорят московские коллективы, которые бывают на многих столичных фестивалях. Отзывчивый, живой, не зажатый зритель — это тоже наше достижение.
— Для Вас, как организатора, что самое сложное, трудно выполнимое?
— На самом деле проблема основная, даже не организаторская, а человеческая, это найти свою дорогу. Когда ты видишь перспективу, тебе легко всё удаётся. И вокруг само всё складывается, и финансирование находится. Главное не стоять на месте и искать правильный путь, правильное направление. Всё остальное подтянется. Вот журнал мы затеяли. Потому что нужно развитие. Даже с лагерем «Спасатель» как получилось? Я долго «выбивала» поездку туда, но у меня не было сомнений, что я не смогу. Потому что я знала, что именно это — правильно и нужно.
— Главное достижение фестиваля на данном этапе, в чём залог успеха?
— Как правило, некоммерческие фестивали так долго не живут. А десять лет — это большой подвиг. Секрет в том, что мы постоянно делаем что-то новое. Это даже в глиняных наградах заметно — они все разные, каждый год наши художницы, Катя и Оля Грунович, делают новые. Были газеты, теперь журнал и сайт. Для меня главное достижение, что все, кто к нам приезжают, продолжают с нами сотрудничать и дружить. И не мыслят жизни без фестиваля.
— Словно большая театральная семья.
— Да, даже в песне коллектива из Белгорода есть такие слова : «Нам фестиваль второй семьёю стал». Мы начали фестиваль, чтобы общаться и не быть одинокими театральными студиями. И действительно теперь у нас большой круг единомышленников. Мы перезваниваемся, ездим друг к другу. Ещё, моё личное достижение в том, что не только мне одной это нужно. Например, детское жюри… «Первоцветы» — это и их детище, их ответственность. Они серьёзно подходят к решению задач и им это по душе. В этом году были прямо-таки дебаты по присуждению призов.
— Поговорим про конкурсную программу. Есть ли какое-то деление по жанрам? Особенности?
— Нет, мы смотрим спектакли разных жанров. Раньше у нас было деление по возрастам: младшая, средняя и старшая школы. Мы от такой системы отказались после первого фестиваля. Главное — впечатление, актёрская отдача, энергетика. А возраст актёра значения не имеет. Мы это быстро поняли. Теперь мы оцениваем по целостности художественного впечатления, внутренней гармонии спектакля. Важно увидеть всё самое ценное, талантливое, не забыть отметить, наградить.
— То есть жёстких требований, как я понимаю, в оценке спектакля нет?
— У нас есть критерии, причём их мы разрабатывали вместе с детским жюри. Есть положение о фестивале с пунктами. Музыкальное, художественное оформление, игра актёров… Длинный список. Профессиональные требования вместе с педагогическими.
— Что такое театр для Вас?
— Театр вообще — это очень сильное средство. Как лекарство, которое может стать ядом. Если сделать что-то в неправильных пропорциях, то вместо излечения можно добиться смерти. Именно по этому нужен фестиваль. Чтобы приходили руководители, смотрели что ставят другие, происходил творческий рост. Чтобы не совершались ошибки, и лекарство вело к жизни.
— Будущее фестиваля?
— В идеальном случае — большой Международный фестиваль детских и молодёжных театров «Первоцветы». Перспектива всегда есть, надо добиваться!
Беседовала Мария Ерохина