Я расскажу свою «блок-схему», а потом попробую предложить вам короткий алгоритм (а скорее принципы) для достижения результата, т.е. сайта.
Со стороны исполнителя разумная схема мною видится так.
1. Нет профессиональному снобизму!
Это означает, что заказчик — это человек, у которого просто нет времени сделать сайт самостоятельно, поэтому он и обращается к нам. Нет никакого смысла смотреть свысока на клиента, т.к. существуют тысячи и тысячи профессий, в которых я сам не разбираюсь и где я сам должен прибегать к помощи специалистов. Таким образом, не устанавливается никакого минимального порога на способности заказчика видеть что хорошо, а что плохо.
2. Заказчик — соавтор сайта.
Это означает, что заказчик принимает активное участие в обсуждении дизайна и функциональности сайта с отрисовкой эскизов непосредственно в его присутствии при первом посещении. В результате заказчик начинает «видеть» свой сайт. Сайт становится его детищем. Он его понимает, он его строит также как и я.
Этот пункт, кстати, логически вытекает из первого и опирается на следующее видение дизайна как процесса создания «непротиворечивого целого из частей». Здесь дизайн трактуется максимально широко, т.к. дизайн — это не отрисовка нескольких картинок. Это творческий процесс, доступный каждому. Даже бизнес, продвинуть который заказчик хочет с помощью сайта, является продуктом дизайна, но в той предметной области, в которой работает заказчик. Если заказчик выступает руководителем (дизайнером) своего дела — почему он и я не сможем говорить на одном языке, если захотим?
3. Все решения имеют преимущества и недостатки.
Все решения, которые обсуждаются с заказчиком, взвешиваются на весах преимуществ и недостатков. Нет однозначно положительных решений на все случаи жизни. То, что хорошо для сайта ресторана, — может быть убийственно для сайта магазина мебели.
4. Невозможно получить все и сразу.
Бывает, что заказчик не готов принять слишком смелое дизайнерское решение, хотя мне кажется, что оно во всех отношениях лучше остальных. Это поведение заказчика совершенно правильно, т.к. с инструментом (сайтом), который мы ему предлагаем, он должен чувствовать себя комфортно. Прекрасные модные ботинки от крутой фирмы — бесполезны для вас, если вы чувствуете себя в них неуверенно. Гримаса боли от жмущей обуви уничтожит весь шарм крутой марки. Сайт — это одежда, которую заказчик одевает на свою фирму. И эта одежда должна быть как минимум «по погоде».
5. Мы не переделываем ТЗ.
Техническое задание (ТЗ) — основной документ, по которому производится разработка сайта. Задание составляется исполнителем на основе первой встречи с заказчиком, проверяется и визируется последним. После того как ТЗ подписано, все новые идеи, которые возникают у заказчика в процессе разработки сайта, оформляются официально как приложения к ТЗ за отдельные деньги и время.
Теперь о квалифицированном заказчике.
У заказчика, как правило, есть соблазн перенести свою часть работы по сайту на плечи исполнителя. И в первую очередь это касается целей и задач сайта. Заказчик склонен рассматривать сайт в свете преимуществ, которые он получит, когда сайт будет сделан, а как его сайт станет таким, это, мол, забота Исполнителя. Заказчики, помните, чтобы сайт получился таким, как вы хотите, придется на него потратить не только деньги, но и время! А вот как его потратить минимум с максимальным результатом — для этого я предлагаю следующие принципы:
1. Нужен ли вам сайт?
Или более точно — нужен ли он вам сейчас? Это можно понять, если использовать ответ на вопрос «Как я буду сайт использовать?». Это самое главное.
Создать хороший сайт — предприятие не из дешевых. И относиться к созданию сайта нужно как к долговременным вложениям, а значит надо представлять, как сайт будет использоваться для продвижения основного бизнеса. С сайтом, как и со свадьбой, основное начинается после того как разрезан и съеден торт. Сайт необходимо поддерживать. Для этого придется либо выделить время у штатных сотрудников, либо искать нового сотрудника, либо поручить это дело какой-то контентной фирме. Это затраты. И они должны окупаться использованием сайта. Конечно, в вопросе использования хорошая фирма-исполнитель подправит заказчика тактически, но стратегически вопрос использования — это время и мысли заказчика и никак иначе.
2. Не надейтесь на телепатию.
Конечно, хочется, чтобы фирма-исполнитель угадала наши мысли и безо всяких объяснений все сделала как надо. Однако телепатия еще не вошла в нашу жизнь также как компьютер или автомобиль. Исполнитель не может угадать ваши мысли. Т.е. когда вы приходите, и без обсуждения с вами сути сайта фирма говорит вам, что через 2 дня и 50% предоплаты вы получите 3 варианта дизайна, это не очень здорово. Вы радуетесь тому, что через 2 дня решится ваша задача и вам не нужно сейчас тратить время на разговоры с Исполнителем. И напрасно. По закону сохранения количества труда вам все равно придется это время потратить, когда вы будете на повышенных тонах обсуждать с исполнителем эти 3 варианта, ни один из которых вам не понравился. Если копать глубоко — это ведь ожидание чуда, что все само собой как-нибудь устроится. Не устроится.
От первого визита к разработчику сайтов, также как и от визита к хорошему врачу, вам сразу должно стать «легче». Если процесс создания сайта вам не стал понятнее по первому визиту, если менеджер не замучил вас вопросами: как вы видите сайт, какая у него функциональность, какие цвета вам кажутся предпочтительными для ваших клиентов и т.д. и т.п., — это не здорово.
И если от хорошего врача вы выходите с полной уверенностью победить болезнь, то и от хорошего создателя сайта вы должны выйти с полной уверенностью, что сайт получится таким, как вы хотите. Если этой уверенности нет — это тревожный симптом.
3. Отбросьте ложный стыд.
В вопросах графического дизайна наши (российские) заказчики чувствуют себя неуверенно. Это логично, т.к. скажите на милость, где у нас в общеобразовательной школьной программе есть хоть что-то про дизайн? А тем более этого не было, когда учились наши заказчики. Эта неуверенность выражается, видимо, в двух формах: страх либо агрессия. Страх выглядит так: «Вы профессионалы — сделайте что-нибудь!». И другие разновидности нетленки: «Сами мы не местные…».
Агрессия выглядит так: «Что вы мне тут заливаете! Я сам все знаю про дизайн, только времени у меня нет, а то я бы все нарисовал лучше вас!».
Что получается в результате? В обоих случаях получается «что-нибудь», которое не устраивает обе стороны.
Дизайн — это не художественное произведение. Его главная особенность — однозначное понимание клиентами заказчика «темы» сайта. Исполнителю необходимо получить ответ на вопрос: «Как это работает именно для него». И здесь ложный стыд «не задавать глупых вопросов» не имеет места быть. В конце концов, это ваш сайт, а не чужой.
4. Ваши клиенты не умнее вас.
И наоборот — вы не умнее ваших клиентов. Это значит, что вы не должны принимать на веру всякие дизайнерские и программные «фичи», не понимая, как они работают. Не поймете вы — не поймет и ваш клиент.
5. Изюминка сайта.
Заказчик может столкнуться с тем, что на вопрос: «Давайте используем изюминку (преимущество), которую находят в вас ваши клиенты для сайта, чтобы он поддерживал это преимущество и остался запоминаемым» — он не знает, что ответить. Тут заказчику следует помнить, что преимущества, которые он таит от конкурентов, и преимущества, которые он представляет клиентам, — это разные вещи. На сайте надо показывать именно преимущества для клиентов. А как они достигаются — вот над этим вопросом пусть конкуренты ломают себе голову. Таким образом, «изюминка сайта» — это не что иное, как правильное позиционирование сайта для клиентов компании. Частенько, однако, этот вопрос застает заказчика врасплох. Часто он не может выделить, что же такого особенного есть в его фирме, чтобы клиенты должны были идти к нему, а не к кому-то другому. И естественно начинает злиться на дизайнера, который этот неудобный вопрос поставил. А напрасно. Чтобы сэкономить время, стоит озаботиться ответом на этот вопрос заранее. Даже если вы решите не делать сайт, этот труд не пропадет для вас даром.
Уже по количеству написанного выше текста видно, что составить блок-схему на все случаи и сайты — означает выдать «на гору» очень большой объем информации, один размер которой будет отбивать всякое желание изучить ее. И устаревать она будет быстрее, чем переписываться. Поэтому я пошел по пути принципа, что «знание немногих основ заменяет знание многих следствий». И выделил наиболее главные из них (но не все) на основании своего опыта.
Что касается литературы, которую можно рекомендовать к прочтению, то нужно определиться с глубиной изучаемой темы. Отнеситесь к сайту, как к автомобилю, который вы покупаете для поддержки своего бизнеса. До какого уровня вы хотите знать его устройство? Сколько вам нужно информации, чтобы принять решение о его покупке?
Если же говорить о том, с чего лучше начать, то это, например, книга Дмитрия Кирсанова «Web-дизайн». Страниц там немного. Даже занятой человек осилит за несколько дней. А базовые вещи там есть. Что как раз и нужно, чтобы принять решение — копаться глубже и куда или остановиться.
Есть книги и иностранных авторов, но, думаю, лучше начинать с отечественных. Они, как ни крути, находятся внутри нашего менталитета и этим нам ближе и понятней.
|