09 декабря Пятница 2016
Вывоз мусора и снега
Компания «ЭКО-ПРИМ» оказывает услуги по вывозу строительного и бытового мусора, уборке и вывозу снега, вывозу стеклобоя, полиэтилена всех марок, макулатуры, металлолома и других видов отходов, предоставляет в аренду бункеры и контейнеры.
 Подробнее
Важно


Самое читаемое на Инфопортале

Самое обсуждаемое на Инфопортале


Полезные ссылки

Архив новостей

На главную | К другим новостям раздела
21.10.05 10:07

«Осторожно, ненормативная лексика»



19 октября в Межрайонном центре «Дети улиц», расположенном в корп.107А, прошел семинар на тему «Осторожно, ненормативная лексика». Среди зеленоградских социальных служб центр «Дети улиц» является одной из наиболее активных организаций. Его сотрудники, в число которых входят квалифицированные педагоги и психологи, реализуют множество программ по работе с детьми и подростками. Семинар, посвященный проблеме использования несовершеннолетними ненормативной лексики, проводился в форме круглого стола, для участия в котором были приглашены представители муниципальных служб, префектуры, правоохранительных органов, образовательных и медицинских учреждений.

Первой частью мероприятия стали выступления докладчиков, после чего всем желающим была предоставлена возможность высказаться и подискутировать. Научный секретарь семинара, Ольга Владимировна Шапиро, записывала на доске основные положения, обсуждавшиеся участниками встречи.

Нет необходимости напоминать, насколько остро в наши дни стоит вопрос о культуре русской речи. Ненормативная лексика оказывает все большее влияние на экологическое состояние языкового общения. Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, основные составляющие, которые включает в себя ненормативная лексика — жаргон, слэнг и мат. Говоря о культуре современной речи, следовало бы обращать внимание на все общество в целом, но в первую очередь проблема употребления нелитературных выражений касается несовершеннолетних. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование у детей и подростков красивой и правильной речи. Почему необходимо бороться с употреблением нецензурных выражений? Иногда в шутку, иногда всерьез, подростки часто говорят: «мы матом не ругаемся, мы им разговариваем». Однако, по мнению психологов, философов и педагогов, разговаривать матом невозможно — этот «язык» слишком примитивен, он существенно ограничивает возможность четко и грамотно выразить мысль.

Как известно, одним из основных фенотипических отличий человека от животных является членораздельная развитая речь, таким образом, используя все большее количество нецензурных выражений, мы не только замедляем процесс эволюционирования человека, мы обращаем его вспять. Мат не только свидетельствует об ущербности индивида, его использующего, но и сам порождает эту ущербность. Так почему же люди до сих пор позволяют себе употреблять нецензурную брань? Психологи и социологи выделяют несколько основных причин, побуждающих молодежь использовать матерные выражения. Во-первых, это призыв изучать мат. Многие средства массовой информации, в наибольшей степени различные Интернет-источники, публикуют сведения из истории и фразеологии мата, «продвинутая» часть прессы и телевидения внедряет в жизнь определенные выражения, рекламодатели также не стесняются привлекать внимание к своим продуктам любыми средствами. В современных условиях ребенку иногда становится трудно отделить допустимые языковые формы от недопустимых, когда он каждый день слышит их по радио, телевизору или на улице. Во-вторых, психологический кризис, часто возникающий у подростков в переходном возрасте, влечет за собой изменение лексики. Часто матерные выражения помогают снять стресс, высказавшись, люди переносят неприятности легче. Но станет ли от брани легче на душе?

Ругаясь, человек лишь передает свои негативные эмоции окружающим, поэтому рано или поздно они вернутся к нему обратно. Мат является первым шагом на пути трансформации личности: не умея найти конструктивное решение своих проблем, человек лишь зацикливается на переполняющей его злобе. Ещё одно обстоятельство, влияющее на отношение несовершеннолетних к мату — пример взрослых. Ребенка трудно обмануть, поэтому когда родители ругают или наказывают его за употребление нецензурных выражений, но сами их порой используют в своей речи, ребенок не воспринимает запрет всерьез. Многие подростки, споря с учителями по поводу неприемлемости бранных слов в литературе, приводят как доказательство матерные стихи Пушкина. Не стоит, однако, забывать, что Пушкин писал озорные стихи отнюдь не для широкой публики, а для узкого круга друзей — мужчин. Его рифмы наполнены остроумием и образностью, Пушкин использует лишь вкрапления бранных выражений, тогда как в наши дни мат стал не вкраплением, а связкой между словами, заменой форм, которых недостает в словарном запасе подростка.

Невозможно вырастить полноценное поколение при употреблении как воспитателями, так и воспитуемыми нецензурных выражений: выше уже было отмечено, что мат ведет к деградации личности, поэтому при современной культуре речи можно вырастить из детей лишь поколение рабов. Проблема взрослых заключается ещё и в том, что они принимают мат как озорство, или, наоборот, считают его неискоренимым злом, недооценивают появление в речи своего ребенка характерных слов и конструкций. Самое главное, что должны делать родители — никогда не ругаться самим, даже в уме. При этом нельзя и попустительствовать — не только подростку, но и взрослому, использующему бранные выражения, необходимо делать замечания.

Психологи выделяют три основных категории подростков, имеющих склонность к употреблению мата. Данное деление довольно условно, так как, согласно цитате, упомянутой кем-то из участников семинара, «хочешь ошибиться — обобщай», однако мы все-таки перечислим те категории детей, среди которых чаще всего встречаются хулиганы. Во-первых, это обездоленные дети, дети из неполных, морально или социально неустойчивых семей, дети из приютов. Ко второй категории относятся слабые, слабозащищенные дети. В школе и дома они ведут себя идеально, но, попадая на улицу, эти подростки находятся под влиянием различных групп, оказываются ведомыми. Родители таких подростков чаще всего не могут себе даже представить, что их ребенок употребляет нецензурную брань или совершает хулиганские действия. Третья категория — это дети, стремящиеся эпатировать общество, привлечь к себе внимание любым способом. Эти дети требуют особого внимания, так как за их плохим поведением обычно скрываются достаточно серьезные психологические травмы и комплексы.

О социологической стороне вопроса об использовании ненормативной лексики рассказала присутствующим Наталья Геннадиевна Пудова. По данным опроса, проведенного в 2003 году, 82% населения не использовало нецензурную брань. Уже в 2004 году число культурноговорящих снизилось до 28%. Больше половины населения страны, а именно 71% опрошенных признались в употреблении в собственной речи нецензурных выражений. В данных условиях возникает резонный вопрос: как эффективнее бороться с матом? Примером может послужить программа искоренения мата в молодежной среде, разработанная губернатором Белгородской области Евгением Савченко. За два месяца работы милицией было составлено около двух тысяч протоколов. Общая сумма штрафа, наложенного на молодых людей в возрасте до 30 лет за нецензурную брань в общественных местах, составила 511 тысяч рублей. В Госдуме РФ в разные годы несколько раз рассматривался законопроект об ответственности за употребление нецензурных выражений в общественных местах, но никакого решения так и не было принято.

Согласно статье 20.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам…» влечет за собой административную ответственность. По данным зеленоградских органов внутренних дел, за 9 месяцев прошлого года было составлено 23 протокола о нарушениях по статье 20.1 и 21 человек поставлен на учет. За 9 месяцев текущего года составлено всего 6 протоколов и 16 человек поставлены на учет. Говорят ли эти цифры о том, что дети стали меньше ругаться матом? Увы, это мы стали более терпимыми, мы не ставим детей на место, а лишь разводим руками. Мы, взрослые, стали сами чаще употреблять нецензурную брань! Также изменение количества протоколов связано с тем, что многие подростки, ругающиеся матом, находились в нетрезвом состоянии или совершили иные хулиганские действия и проходят по другим статьям. Сотрудники органов внутренних дел уверены, что докладывать о трезвых матерящихся подростках в милицию необходимо, особенно если на уроке подросток оскорбил учителя. Однако педагоги, присутствовавшие на семинаре, с ними не согласились: если школа начнет вызывать милицию, то у ней будут плохие показатели (хотя, по словам самой милиции, вызовы не только не наказываются, а даже поощряются), а значит, надо справляться своими силами. Не реагировать на ругательства нельзя: не реагировать значит попустительствовать, но если реагировать, то как? Перед педагогом стоит очень сложная, но важная задача: если в классе подросток ругается матом, учитель, не уронив своей чести и достоинства, должен объяснить хулигану и остальным, что так вести себя в обществе нельзя. Также в школах можно ввести определенные санкции, например, снимать баллы у тех учеников, которые позволяют себе использовать в стенах школы нецензурные выражения, а тех, кто не ругается, поощрять. Также учителя — участники семинара подчеркнули, что между сленгом и матом есть серьезная грань, и преподаватели должны учить детей не просто избегать ненормативной лексики, а говорить красиво и правильно.

Выступление известного зеленоградского врача-психоневролога Людмилы Николаевны Панченко затронуло проблему индивидуального подхода к каждому трудному ребенку. Особенно справедливы были её слова о том, что иногда гордыня взрослых мешает им находить с подростками общий контакт, который особенно важен при работе с детьми, страдающими неврологическими заболеваниями, например, психопатоподобным синдромом. Людмила Николаевна привела несколько примеров из собственной практики, иллюстрирующих, насколько сильно изменяется в лучшую сторону поведение людей, которые вдруг обретают понимание и поддержку.

В заключение семинара участники отметили, что поведение школьников на уроке на 99,9% зависит от личности педагога. Насколько преподаватель умеет дисциплинировать детей, заинтересовать их предметом, настолько ему гарантировано уважение и примерное поведение со стороны учащихся. Несмотря на то, что дети очень много времени проводят в школе, большую часть дня они находятся вне школы — в семье и на улице, поэтому первоочередную роль играет работа с молодыми семьями. И, конечно, в борьбе с ненормативной лексикой начинать следует прежде всего не с совершеннолетних, а с общества в целом.



Для изучающих русский язык, быт и фольклор рекомендуется иллюстрированный словарь русской ненормативной лексики.

Евгения Калинина

Просмотрено 6467 раз(а)




Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 0.
Комментарии отсутствуют. Хотите добавить?

* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
ВКонтакте Instagram Twitter Facebook YouTube RSS Виджет Яндекса Архив новостей
Школа диабета в «ДЕТСТВО Плюс»
Людям с диагнозом «сахарный диабет» важно не только знать о своей болезни и внимать советам лечащего врача, но и уметь самостоятельно контролировать свое состояние — этому зеленоградцев научат в Школе диабета, открывшейся в семейной медицинской клинике «ДЕТСТВО Плюс».
 Подробнее




Гастроли

Сергей Волчков, «Порнофильмы», «Каспийский Груз», Мария Аронова, Александр Добронравов, Open Kids, Валерий Леонтьев, «Снежная королева»

3D-мюзикл, иеромонах Фотий, Олеся Железняк, Лариса Рубальская, «Щелкунчик», Мария Порошина, Anacondaz, Александр и Екатерина Стриженовы


Фотолента

Мамин день в роддоме

У деревни Крюково. 75 лет спустя


Новости компаний

В Зеленограде открылась первая остеопатическая клиника

«Микрон» приглашает операторов на работу в Зеленограде


Инфографика

Календарь праздников на 2017 год

Пикниковые точки в Зеленограде


Интервью

Иеромонах Фотий: «Люди все время хотят меня в чем-то подловить»

Победитель 4-го сезона «Голос» иеромонах Фотий дал эксклюзивное интервью газете «Будь здоров, Зеленоград!»


Советы экспертов

Профессиональные консультации экспертов АвтоТехЦентра «Грюнберг»

ГИБДД: интернет-консультация


Глазами очевидцев

Озеленение сугробов

Ямочный ремонт под снегом


Новости автомира

Столичные власти попросили автомобилистов «переобуться» к четвергу

Водителей собираются лишать прав за три серьезных нарушения в течение года


Рейтинги

Рейтинг АЗС

Рейтинг такси





Реклама на сайте Контакты Вакансии Наши проекты Кнопки