60 лет Зеленограду
Историческая хроника с 1958 года до наших дней
1966
Запуск маршрута №400

21 марта 1966 года был запущен автобусный маршрут №400, соединивший Зеленоград со станцией метро «Речной вокзал»

В первые годы существования Зеленограда добраться до него общественным транспортом из Москвы можно было только на электричке. При этом автобусы от станции Крюково в центр строящегося города, к корпусу 130, стали ходить только в марте 1962 года.

Виктор Колокольчиков
заместитель главного инженера Дирекции строящихся предприятий точной механики Министерства электронной промышленности СССР

Сообщение с Москвой было сложное: электричка до Крюкова, а далее — кто как. В распутицу — непролазная грязь, ходили в сапогах. Но условие, что в Спутнике москвичам можно быстро получить квартиру, заставляло мириться и с грязью, и с отдаленностью от столицы. Большую роль играло и то, что снабжение было московское.

400-й автобус на Ленинградском шоссе

Когда построили первые предприятия электронной промышленности, поток приезжающих на работу из Москвы в Зеленоград значительно возрос. В конце 1964 года был сдан огромный (40 тысяч кв. метров) завод «Элион». На подходе были «Ангстрем» и «Компонент». Встал вопрос о налаживании регулярного транспортного сообщения с Москвой.

21 марта 1966 года открылся автобусный маршрут №400 — от Зеленограда до метро «Речной вокзал». По свободному в то время Ленинградскому шоссе автобусы доезжали до Москвы всего за 30–36 минут. Это значительно облегчило жизнь приезжающим на работу из Москвы. Жителями Зеленограда маршрут тоже был востребован — он позволил удобно и быстро совершать поездки в столицу с самыми разными целями: в театры, музеи, магазины и так далее.


Виктор Яковлевич Певзнер
бывший директор зеленоградского автокомбината

В 1965 году была районная партконференция. В перерыве меня пригласили в президиум и 1-й секретарь РК КПСС Зеленограда Ю.И. Келарев сказал, что идет речь об открытии 400-го маршрута из Зеленограда до Москвы. Я сразу согласился. Под это решение мы получили пять автобусов и через несколько месяцев в марте 1966 года открыли маршрут до метро «Речной вокзал», который начал набирать силы не по дням, а по часам. Маршрут открывали водители: Андрианов А. Г., Никитин Н. И., Харитонов С. В. и другие. Буквально через несколько дней мы начали прибавлять машины из тех, что имели. Дальше маршрут приобрел очень большую популярность.

Долгое время начальная остановка «четырехсотого» располагалась на площади Юности, со стороны улицы Юности, рядом со зданием бывшего универмага. Только в 2003 году она «переехала» к остановке «Магазин "Океан"» на Центральном проспекте. Очереди на 400-й маршрут, как правило, были большие. Вскоре после его открытия сформировалась традиция посадки в автобусы сначала по очереди для желающих сесть, а затем — когда все сидячие места были заняты — тех, кто готов был ехать стоя.

В советское время проезд на автобусе до Москвы стоил 35 копеек, а проезд по Зеленограду или Москве — всего 5 копеек. При наличии у пассажира месячного проездного на внутригородской автобус (он стоил 3 рубля), проезд в 400-м обходился в 30 копеек. Проездной на этот маршрут стоил 9 рублей в месяц.

В 2000-е годы 400-й превратился в целое семейство маршрутов. 6 ноября 2006 года был запущен маршрут №400К, который следовал к «Речному вокзалу» из новой части Зеленограда и делал несколько остановок на Ленинградском шоссе. 27 декабря 2009 года автобусы маршрута №400К начали курсировать к вновь открывшейся станции метро «Митино». 11 февраля 2013 года появился маршрут №400Т, связавший 16-й микрорайон со станцией метро «Тушино». Перед этим, 15 февраля 2010 года, классический 400-й маршрут был разделен на два: поостановочный и экспресс. Последний с 1 июля 2015 года начал следовать к «Речному вокзалу» по Новой Ленинградке. Очередная реформа 400-х маршрутов произошла 29 июля 2017 года. Поостановочный 400-й до «Речного вокзала» начал ходить от/до станции Крюково, а маршрут №400К продлили до станции метро «Сходненская».

За годы своего существования автобус маршрута №400 стал неофициальным символом города и его неразрывной связи с Москвой. 400-й — герой песен, анекдотов и других произведений народного творчества.

Зеленоградский анекдот 1990-х годов

Встречаются два бывших одноклассника: обычный человек и «новый русский».

— Ты как в Москву ездишь? — спрашивает «новый русский».

— Я на 400-м.

— А я на 600-м.

Основатель Зеленоградского полумарафона Борис Прокопьев сделал упоминание про 400-й автобус рефреном песни, которую он написал к 58-летию Зеленограда