60 лет Зеленограду
Историческая хроника с 1958 года до наших дней
1972
Несостоявшийся визит президента США Никсона

25 мая 1972 года Зеленоград должен был посетить президент США Ричард Никсон. В итоге его визит так и не состоялся, но подготовка к нему стала отдельной страницей в истории города.

Приезд Никсона в СССР стал самым знаковым событием брежневской «разрядки». Это был первый визит в Москву действующего президента США. До этого только один американский лидер посещал СССР — в феврале 1945 года Франклин Рузвельт участвовал в Ялтинской конференции в Крыму. Сам же Никсон приехал в нашу страну уже во второй раз — в июне 1959 года он в качестве вице-президента США приезжал в Москву, чтобы договориться о визите Хрущева в США, состоявшемся через три месяца.

В этот раз Никсон пробыл в СССР больше недели — с 22 по 30 мая. Помимо Москвы он посетил Ленинград и Киев. В программу американского президента включили и посещение Зеленограда. Планировалось, что Никсон осмотрит выставку достижений советской микроэлектроники в Научном центре, производственные цеха завода «Ангстрем» и Центра машинного проектирования в НИИМЭ, побывает в МИЭТе.

Подготовка к этому визиту велась основательно и надолго запомнилась многим зеленоградцам.

Леонид Геращенко
В 1972 году — главный инженер Дирекции строящихся предприятий точной механики Министерства электронной промышленности СССР

Готовились мы очень основательно — впервые хотели пустить сюда иностранцев. Порядок наводили в городе идеальный, даже гранитные бордюры вдоль дорог сделали (наша дирекция оплатила). Вместе с Шокиным [министр электронной промышленности СССР] продумывали: где Никсон должен зайти, где ему улыбнутся девушки в халатах, а где — в русских нарядах, какое показать оборудование, приборы — все было расписано.

Фрагмент программы официального визита Никсона в СССР


Алексей Ищук
В 1972 году — сотрудник зеленоградского райкома КПСС

Город получил необходимые финансовые ресурсы. За счет них были досрочно введены в эксплуатацию 17-этажные башни на Центральном проспекте, а затем там открыли магазины: «Детский мир», «Океан», «1000 мелочей», библиотеку Дом быта и другие. Были комплексно благоустроены Центральный, Московский проспекты, улица Юности, Яблоневая аллея, Северная и Южная промышленные зоны. К асфальтовым работам были привлечены строительные тресты и асфальтировщики Главмосинжстроя из Москвы. Они трудились и днем и ночью.


Юлий Федоренко
В 1972 году — один из руководителей НИИМЭ

На дыбы поставили всю центральную часть города, по которой должны были проследовать гости […] Грохот машин и механизмов не смолкал круглые сутки. Перекладывались дорожные покрытия. Появились агрегаты иностранного образца, которые отливали бордюр непрерывной профильной лентой. Такие машины мы видели впервые, потом они исчезли и никогда больше в нашем городе не появлялись. Многие кустарники, которые и сегодня украшают наш город, появились именно в те дни. Пустыри облагораживались, засеивались газонной травой, обрамлялись кустарником и деревьями.

Именно в те дни к административному корпусу «Микрона» была проложена через сплошной газон подъездная дорога от здания автокомбината. В народе за ней на некоторое время закрепилось шуточное название «проспект Никсона». Работы по благоустройству коснулись и территорий вдоль Ленинградского шоссе. По воспоминаниям Юлия Федоренко, жителям местных деревень бесплатно выдавали штакетник и краску для приведения в порядок заборов. А в деревне Ржавки, протянувшейся вдоль Ленинградки как раз у въезда в Зеленоград, снесли несколько домов.


Юлий Федоренко
В 1972 году — один из руководителей НИИМЭ

Жителей деревни срочно переселяли в городские квартиры, за эвакуаторами шли бульдозеры, которые сносили деревню, за ними шли озеленители, которые сажали деревья и кустарник для будущего парка. Странно выглядело множество молоденьких деревьев на привязи к одинаковым столбикам. Часть деревьев потом прижилась, но со временем интерес к этому месту был потерян и парк так и не получился.

Тогда же была установлена и стела с надписью «Зеленоград» на 37-м километре Ленинградского шоссе. С ее появлением связана любопытная история.


Эдуард Сарнацкий
В 1972 году — 1-й заместитель председателя исполкома зеленоградского Совета народных депутатов

Мы «прорубали» новый въезд в город на 37-м километре, работа кипела днем и ночью. Это позже мы привыкли к знаку-указателю «Зеленоград», а в те дни готовили его к инспекционному приезду 1-го секретаря МГК КПСС В.В. Гришина. И к самому приезду не успели, задержались буквально на полчаса. Работали асфальтоукладчики, клали бортовый камень.

Мы с Львом Николаевичем [Ливинцевым — председателем зеленоградского райкома КПСС] встретили В.В. Гришина на въезде, он вышел из машины, оглядел «праздник труда» и обратил внимание на место, где должен быть поставлен указатель, — хорошо бы, мол, здесь установить знак с названием городе. «Хорошо, Виктор Васильевич, учтем», — по-солдатски ответил я, а Гришин со Львом Николаевичем поехали осматривать город и промпредприятия.

Минут через 40 привезли указатель, установили его, зажгли свет. Гришин возвращался часа через два, уже начало темнеть. Он вышел из машины, посмотрел на указатель, улыбнулся (что с ним бывало редко) и уехал.

На утро следующего дня в горкоме партии состоялось совещание по работам по благоустройству города к приезду Никсона. В.В. Гришин в резкой форме устроил разнос почти всем районам и закончил выступление словами: «Надо работать, как в Зеленограде, — не успеешь дать задание, как оно немедленно выполняется». В перерыве коллеги из других районов обступили меня с расспросами, на что оставалось хитро улыбнуться и ссылаться на наше ноу-хау...

Кипела работа и на предприятиях. Вероятно, тяжелее всех пришлось сотрудникам НИИМЭ, где к приезду Никсона решили перевезти на новое место Центр машинного проектирования с огромной вычислительной машиной БЭСМ-4, который до этого был разбросан по нескольким помещениям непрезентабельного вида. Напряжение было огромным: считалось, что решается задача особой государственной важности.

С 23 по 26 мая Зеленоград переводился на особое положение — на предприятиях менялся распорядок дня, перемещение людей по ним ограничивалось определенным временем, запрещался прием командированных и проход на предприятия по временным пропускам. Город стал площадкой для работы спецслужб — причем как советских, так и американских.

Геннадий Каминский
В 1972 году — руководитель зеленоградского отдела КГБ

Для подготовки визита президента США Р. Никсона город и предприятия посетили семь делегаций офицеров связи и охраны президента (в их составе были и сотрудники спецслужб). На крыше корпуса «А» (НИИМВ) американскими специалистами был установлен ретранслятор для связи с Белым домом с носимых радиостанций, а на предприятиях по маршруту были установлены телефоны прямой связи с Вашингтоном и посольством США в Москве. Через второй ретранслятор, установленный на крыше гостиницы «Россия», сигнал шел в Белый дом. Все остальные сигналы нами блокировались. В аппаратуре, которая в опломбированном виде в течение 10–15 дней находилась на предприятиях, мы не исключали возможности наличия разведтехники, и нами были приняты соответствующие меры противодействия.

В итоге вместо Зеленограда Ричард Никсон поехал в Троице-Сергиеву лавру. В городе об этом узнали в день намечавшегося визита — 25 мая. Чувство легкого разочарования компенсировалось той пользой Зеленограду, которую принес несостоявшийся приезд американского лидера.

В ходе встреч генерального секретаря КПСС Леонида Брежнева с президентом США Ричардом Никсоном был подписан целый ряд важных для политических взаимотношений государств документов. В их числе договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), Основы взаимоотношений между СССР и США.

Ричард Никсон и Леонид Брежнев во время подписания соглашений. Москва, Большой Кремлевский дворец, 26 мая 1972 года

В целом Никсону в Москве был оказан радушный прием, превосходящий все обычные нормы советского государственного протокола. Состоялся и обмен подарками: Брежнев подарил Никсону катер на подводных крыльях, а Никсон Брежневу — автомобиль «Кадиллак Эльдорадо», о желании иметь который генсек заранее сообщил американскому президенту через посла СССР в Соединенных Штатах.