ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

22.10.18 14:54  

Захлестнула волна капремонта. Почему было сорвано начало отопительного сезона?

Отопительный сезон жители части корпусов, в которых проходит капитальный ремонт, встретили с холодными батареями, а некоторые — вовсе без них. Катастрофа не возникла неожиданно — власти предрекали ее еще летом, а ответственные учреждения сделали все, чтобы она случилась. Источник в одной из управ районов Зеленограда рассказал Инфопорталу, почему проведение капремонта в городе не обходится без провалов.
Захлестнула волна капремонта. Почему было сорвано начало отопительного сезона?
Батареи в одной из квартир корпуса 162 28 сентября 2018 года. Фото Дмитрия Дроботова

Поровну на всех — как проходила артподготовка к капремонту

В очередную волну капитального ремонта в Зеленограде попали 18 многоквартирных домов: корпуса 158, 161, 162, 403, 405, 415, 416, 433, 446, 447, 448, 449, 450, 451, 513, 515 и 516. Впервые при розыгрыше подрядов в конкурсах участвовали государственные учреждения: районные «Жилищники» и «Автомобильные дороги ЗелАО». Это «ноу-хау» городских властей было призвано повысить качество проводимых работ. ГБУ выигрывали конкурсы не только в Зеленограде — они забирали подряды и в других округах Москвы.

Желание властей, с одной стороны, было понятным. Проведение капитального ремонта коммерческими организациями нередко оставляло желать лучшего. Некоторые проблемы проявлялись сразу. Например, в корпусе 515 подрядчик часть работ не выполнил, часть — сделал некачественно, из-за чего пришлось проводить новый аукцион. Некоторые проблемы проявились спустя годы — в домах 3 микрорайона через семь лет после капремонта начали лопаться трубы, а в корпусе 445 система отопления оказалась на грани выхода из строя. Участие государственных учреждений должно было, по задумке властей, убрать, или хотя бы уменьшить масштаб этих проблем. С другой стороны, не все господрядчики оказались готовы к новым видам работ.

«Жилищники» и «Автомобильные дороги ЗелАО» равномерно распределили по конкурсам — в итоге, в большинстве аукционов участвовало по одной организации. Подряды они забирали по стартовой цене.

В Зеленограде ГБУ взяли для капитального ремонта 10 домов из 18:

  • «Жилищник района Матушкино»: корпуса 161, 415, 416;
  • «Жилищник района Савелки»: корпуса 513 и 515;
  • «Жилищник района Силино»: корпуса 449 и 451;
  • «Жилищник района Старое Крюково»: корпус 446;
  • «Жилищник района Крюково»: корпус 447;
  • «Автомобильные дороги ЗелАО»: корпус 450.

Коммерческим компаниям достались корпуса 162 («Альянс»), 158, 433 («Эдельвейс»), 403, 405 («РегионСтрой») и 440 («Гамма»).

«Жилищники» и «Автомобильные дороги» начали спешно готовиться к капитальному ремонту. Предварительно они получили необходимые свидетельства, в своем штате организовали отделы капремонта, а также начали набирать персонал. Но в итоге нужного количества специалистов так и не нашли. В одном из «Жилищников» прошлой зимой искали управленца, который должен был отвечать вообще за весь капитальный ремонт: составление и утверждение документов, контроль работ и персонала. Вакансия была открыта зимой, хотя капремонт в жилых домах стартовал еще летом 2017 года.


По теме

Понимая, что своими силами справиться с новыми госзаказами не выйдет, «Жилищники» и «Автомобильные дороги» стали передавать работы на субподряд. Портал госзакупок наполнился новыми аукционами. Подрядчики передавали все, что можно — ремонт крыш и фасадов, замену отопления и систем холодного водоснабжения, мусоропроводов. Особенно усердствовал «Жилищник района Матушкино» — в какой-то момент он передал коммерческим организациям на субподряд все работы.


Отставания начались почти сразу

Несмотря на такие организационные провалы, отсутствие опыта и специалистов, очередная волна капитального ремонта в Зеленограде все же стартовала в середине 2017 года. Первый этап работ удалось завершить более-менее вовремя и без серьезных нареканий. В него вошли ремонт систем холодного и горячего водоснабжения и канализации. К лету 2018 года большинство этих работ были выполнены — на уровне 97–100% в большинстве домов.

Но отстающие все же нашлись. «Жилищник Матушкино» задерживал капремонт в корпусе 161 (там работы были выполнены на 70%), а «Альянс» и «Эдельвейс» медлили с первым этапом капремонта в корпусах 162, 158 и 433 — в них показатели были еще хуже, чем в корпусе 161.

В конце апреля поступило указание из Москвы — приступить к ремонту фасадов и крыш. В Зеленограде эти работы делали в корпусах 158, 161, 405, 433, 440 (и фасад, и кровля), 162 (только кровля). К середине мая большинство работ было выполнено на уровне 5–15%, а, например, в корпусе 158 ремонт крыши даже не начинали.

Окружные власти заволновались еще в апреле — работы, которые перешли с 2017 на 2018 год, явно задерживались. Но вопросы, пусть и медленно, все же решались, работы выполнялись, поэтому никаких действий ни со стороны Фонда капитального ремонта, который выступал заказчиком, ни префектуры не последовало. Гром грянул позднее.


По теме

Система отопления — камень на шее утопленника

В середине мая 2018 года в Зеленограде завершился отопительный сезон — в домах, где проводился капремонт, пришло время менять систему отопления. Эти работы необходимо было завершить к 1 августа 2018 года. К замене магистралей центрального отопления подрядчики приступили заранее. Правда, не все. Бойко шло дело в корпусах 403, 405, 433, 440, 446, 447, 449. Однако в то время, когда в этих домах работы были выполнены на 75-80%, «Жилищник Матушкино» даже не начал работы в своих корпусах — 161, 415 и 416. Аналогичная ситуация сложилась в корпусе 162. Отставали и «Автомобильные дороги» со своим корпусом 450.

Обнаружились и другие проблемы. Например, некоторые «Жилищники» не позаботились заранее о наличии новых приборов отопления, которые будут менять в квартирах жильцов. Эта проблема коснулась корпусов 161, 415, 449, 513 и 515.

В начале июня у местных властей стало возникать понимание — работы по замене систем отопления, стояков и магистралей проводятся слишком медленно. «Жилищники» и «Автомобильные дороги» срывали сроки, обнаруживался недостаток материалов. Правда, коммерческие организации работали не лучше, а зачастую — хуже государственных. Начали появляться опасения, что к началу отопительного сезона завершить капремонт не получится. Однако никаких решительных действий по выправлению ситуации вновь предпринято не было.

К началу июля ситуация в некоторых домах стала критической. ГБУ в целом взяли себя в руки и начали активно работать. Тем не менее, в трех домах обнаружились отставания по замене магистралей центрального отопления, также медленно ремонтировался фасад корпуса 161 — но эти задержки были еще в пределах разумного. У частных же компаний дела обстояли еще плачевней. Системы отопления менялись настолько медленно, что префектура пригрозила подрядчикам запретом с 1 августа на разбор стояков — в этом случае ремонтировать можно было только то, что уже было разобрано. Своими тревогами окружная администрация поделилась с департаментом капремонта, направив туда соответствующее письмо.


По теме

Хорошей новостью середины лета стало завершение капитального ремонта в корпусе 447 — отличился «Жилищник Крюково». Положительная динамика наблюдалась еще в нескольких корпусах. Но на этом хорошие новости заканчивались — системы отопления менялись все так же неспешно. Хотя жители были готовы пускать специалистов в квартиры — отказов было менее 5%. Причина заключалась в некачественной и медленной работе самих подрядчиков.

Когда крюковский «Жилищник» завершил работы в своем корпусе, он предложил свои услуги и рабочих другим ГБУ и частным компаниям, ведущим капитальный ремонт зеленоградских домов. Но все они отказались, решив сэкономить и обойтись теми силами, что у них были.

Поддержка в первую очередь требовалась частным генподрядчикам. Оказалось, что в корпусе 405 работы по замене батарей в июле вовсе начаты не были — в итоге, «РемонтСтрою» просто-напросто запретили менять системы отопления в этом доме. Остальным подрядчикам к середине лета запретили (наконец-то!) разбирать новые участки систем — ремонтировать можно было только уже разломанные стояки. Стало понятно, что к началу отопительного сезона не во всех жилых домах, попавших в программу капремонта, будет вовремя включено отопление.


Позиция властей: все нормально

Так оно и случилось. В конце сентября жители корпусов 449 и 451 (генподрядчик по капремонту — «Жилищник района Силино»), 450 («Автомобильные дороги ЗелАО»), 415 и 416 («Жилищник района Матушкино»), 162 («Альянс»), 158 и 433 («Эдельвейс»), 403 («РегионСтрой») остались без тепла — об этом массово рассказывали сами жильцы данных домов.

Окружные власти, правда, признали проблему лишь частично. Заместитель префекта Зеленограда Олег Панин, курирующий вопросы ЖКХ, в ответ на официальный запрос Инфпортала ответил, что «пуск тепла в корпусах 158, 162, 433, 403, 415, 416 был осуществлен в установленные сроки». Что такое «установленные сроки», зампрефекта не уточнил. Получается — в течение нескольких дней после 25 сентября — даты начала отопительного сезона. Напомним, завершить ремонт систем отопления во всех корпусах нужно было к 1 августа.

Что касается корпусов 449, 450 и 451, задержку включения отопления в которых власти признали, то в них причиной проблем при проведении капремонта, по словам Панина, стали «конструктивные особенности квартирных стояков центрального отопления», из-за которых пришлось штробить стены у жильцов. Поэтому сроки завершения ремонта квартирных стояков в этих домах были перенесены на более поздний срок. Почему эти «конструктивные особенности» не были учтены проектной документацией капремонта и стали сюрпризом для подрядчиков, непонятно. Впрочем, как минимум к 11 октября тепло в корпусах 449, 450 и 451 пущено, следует из ответа Панина.



А вот жильцы корпуса 405 не почувствуют тепло новых квартирных стояков еще десять лет — сроки этих работ перенесены на 2027–2029 годы. По словам зампрефекта, это связано с «многочисленными отказами жителей корпуса 405 от проведения работ по замене системы центрального отопления». В итоге общим собранием жильцов было принято решение о радикальном переносе сроков замены стояков.

Источник Инфопортала в районной управе предполагает, что собрание собственников жилья было инициировано самими властями. Это произошло во второй половине августа, когда стало понятно, что подготовить дом к отопительному сезону не получится, так как подрядчик еще даже не начал работы. В общем, проще стало вовсе отказаться от замены батарей, что, с подачи властей, в итоге и случилось.

Из ответа Олега Панина также становится понятным, что перенос сроков отдельных работ в рамках капремонта — нормальное явление. «В случае срыва сроков выполнения сезонных работ заказчик [Фонд капитального ремонта] оформляет акт приостановки, работы будут возобновлены при наступлении благоприятных погодных условий», — рассказал чиновник. Видимо, именно это случилось с 8-м подъездом корпуса 158, где, по словам местных жителей, работы по замене системы отопления перенесены на весну 2019 года. К подрядчикам за такие срывы применяются штрафные санкции, предусмотренные госконтрактами, добавил Панин.

Контроль за ходом работ, а также технический надзор осуществляет Фонд капремонта. В этом учреждении на подробный запрос Инфопортала ответили кратким пересказом информации, изложенной в ответе из префектуры. Вопросы о санкциях к проштрафившимся подрядчикам и осуществлении контроля за проведением работ по капремонту в учреждении проигнорировали.


Персонально об исполнителях

Резюмируем информацию по конкретным исполнителям работ по капремонту в Зеленограде.

«Жилищник района Силино». Государственная компания, подведомственная префектуре, достаточно бодро начала капитальный ремонт в своих домах и поначалу не попадала в «тревожные сводки». Однако в июле-августе «Жилищник» начал отставать при замене систем отопления. Это совпало с моментом, когда префект округа раскритиковал работу главы управы Александра Журбы. В итоге в конце сентября силинцы оставили без тепла жителей корпусов 449 и 451, а в первом из этих домов спустя несколько недель произошел прорыв только-только замененных труб.


Последствия прорыва трубы в корпусе 449. Видео из инстаграма жителя корпуса 449 Алексея Воробьева


«Автомобильные дороги ЗелАО». Эта организация оказалась в числе отстающих с самого начала. Было несколько странно доверять капремонт жилого дома компании, которая с момента своего основания занималась в основном уборкой и ремонтом дорог. Понятно, что нужного опыта и специалистов для новой задачи она не имела. Капремонт — не первый в этом году сорванный «Автодорогами» проект. Реконструкция бульварной зоны в 16-м микрорайоне завершилась только в сентябре — намного позже, чем на других «знаковых объектах» благоустройства. Ремонт сопровождался длительным ожиданием дорожной плитки, грязью и разрухой, которые долгое время доставляли неудобства жителям, — просчеты в работе подрядчика признали и местные власти. А вскоре после завершения работ начали обнаруживаться и откровенные недоделки. Сумеют ли «Автомобильные дороги» подтянуться или же снаряд попадет в одну воронку в третий раз, покажет только следующая волна капремонта или благоустройства.

«Жилищник района Матушкино». У матушкинской организации было на подряде три дома: корпуса 161, 415 и 416. Почти весь период капремонта хуже всех ремонтировался корпус 161. Видимо, когда сроки стали сильно поджимать, все силы свои и субподрядчиков «Жилищник» бросил на этот корпус — отопление там успели дать в срок. Но были упущены два других дома — 415 и 416. Это говорит о слабой организации внутри «Жилищника». Также ГБУ излишне «баловалось» передачей работ капитального ремонта сторонним организациям.

Частные организации. Коммерческие подрядчики весь период капитального ремонта, несмотря на серьезные отставания, по большей части лишь кормили заказчиков и контролеров обещаниями — дескать, подтянемся, все сделаем, все будет готово. В итоге, все компании, кроме «Гаммы», допустили срок срыва начала отопительного сезона на своих объектах.

«Жилищник района Крюково». Пожалуй, единственный луч света в этом капремонтном царстве. У ГБУ был на подряде один дом — корпус 447. Капремонт в нем завершился еще летом — быстрее, чем у других подрядчиков. В будущем, по заверению самого «Жилищника», компания планирует проводить работы сразу на нескольких корпусах, а также получить лицензию на проектирование капремонта (это поручено сделать всем зеленоградским «Жилищникам»). К тому же, в отличие от своих коллег, крюковское учреждение проводило работы собственными силами. Добавим, что этим же «Жилищником» минувшим летом выполнялись работы и по благоустройству парковой зоны у Заводского пруда близ 23-го микрорайона.


В ожидании следующей волны капремонта

Практика привлечения к капитальному ремонту государственных учреждений показала себя не с лучшей стороны — слабая подготовка и организационная структура, недостаток опыта, материалов и специалистов привели к тому, что к началу отопительного сезона в некоторых жилых корпусах не было тепла, отсутствовали трубы отопления, не были проведены опрессовка и гидравлические испытания.

Однако работа большинства коммерческих организаций стала еще большим кошмаром как для властей, так и для жителей (в корпусе 158, который ремонтировала компания «Эдельвейс» из-за оборвавшейся строительной люльки даже едва не погиб рабочий). Сложно представить, что было бы, если бы частные компании, которые сегодня выполняют капремонт в Зеленограде, выиграли и другие подряды. «Жилищники» и «Автомобильные дороги», простимулированные и мобилизованные властями, все-таки сумели довести до какого-то логического завершения свои заказы. У большинства частных подрядчиков не получилось и этого.

И сегодня — с перенесенными и незавершенными работами в домах 1-го и 4-го микрорайонов — Зеленоград плавно вступает в новую волну капремонта. Ремонт ожидает, среди прочих, корпуса 402, 406, 407, 435, 436, 438, 439 — башни Центрального проспекта. Предполагается, что на эти заказы вновь выйдут зеленоградские ГБУ. Мэр Москвы Сергей Собянин во время своей предвыборной встречи в Зеленограде сообщил, что капремонту этих домов будет предшествовать серьезное проектирование, фасады нужно будет выполнить в единой стилистике, а еще — предусмотреть шумозащиту.

Будут ли выполнены эти обещания и извлекут ли положительный опыт из собственных ошибок «Жилищники» и «Автомобильные дороги», покажет только время.

Кристина Иванова


Другие новости недвижимости
Просмотров: 7994

Комментарии (26)