ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

09.04.20 11:10  

«Нужно было, чтобы наш кинотеатр конкурировал с типовыми проектами»

Журнал Strelka Mag поговорил с народным архитектором РФ и автором модернистского кинотеатра «Электрон» Юрием Гнедовским. С разрешения издания Инфопортал публикует фрагмент воспоминаний архитектора о работе над проектом первого кинотеатра Зеленограда.
«Нужно было, чтобы наш кинотеатр конкурировал с типовыми проектами»
Юрий Гнедовский. Фото Анны Денисовой

Юрий Гнедовский — академик Российской академии архитектуры и строительных наук и Международной академии архитектуры в Москве, почетный президент Союза архитекторов России, первый президент Международной ассоциации союзов архитекторов стран СНГ. В составе коллектива авторов занимался проектированием Театра на Таганке. Среди его проектов — театральный и коммерческий центр имени Вс. Мейерхольда, Российский культурный центр на Краснохолмской набережной, Московский международный Дом музыки.


Темой кинотеатров я начал заниматься в аспирантуре, причем случайно. После поступления в аспирантуру Академии архитектуры пришел в Институт общественных зданий и сказал, что хочу заниматься клубами. Мне просто это нравилось. Но мне сказали, что на этой должности уже работает Вера Кулага, а вот для кинотеатров как раз нужен человек. Я стал изучать тему, читать зарубежную литературу, штудировать журналы про кино. Это было уже хрущевское время, мы начали получать французский архитектурный журнал L’Architecture d’Aujourd’hui и легко восприняли то, что тогда было не столько модным, сколько современным. Когда-то меня спрашивали, как получилось, что архитектура в СССР, отгороженном железным занавесом, развивалась так же, как на Западе. Все потому, что у нас был доступ к литературе, журналам. Ничего в этом странного нет.

В Москве того времени все еще существовали старые кинотеатры. О том, что новые здания должны быть без украшательств, никакого специального распоряжения не было — мы сами хотели делать современное, без излишеств, не оглядываясь на историю. Так же, как с мебелью и одеждой. Если все вокруг современное, почему вдруг архитектура должна смотреть назад?

Кино тогда было очень популярным, поэтому строительство новых кинотеатров активно шло по всей стране, а для открытия каждого нового проводился конкурс. Причем все зависело от количества мест. Например, в результате отдельного конкурса на кинотеатры большой вместимости появился кинотеатр «Россия» в Москве (1997–2012 — кинотеатр «Пушкинский», с 2012-го — Московский театр мюзикла. — прим.), хотя у архитектора Леонида Павлова были и более радикальные предложения.

Меня самого всегда тянуло что-нибудь спроектировать. Когда я уже занимался кинотеатрами, мой институтский учитель Игорь Евгеньевич Рожин, который тогда получил заказ на первый квартал нового города Зеленограда, пригласил меня присоединиться и заняться кинотеатром для площади Юности. Тогда и был придуман «Электрон» на 800 мест.

К началу 60-х уже существовал типовой проект — простой «ящик» со стеклянным фасадом. Нужно было, чтобы наш кинотеатр конкурировал с типовыми проектами, так что я сделал его с двумя перекрещивающимися объемами. Поскольку для того, чтобы строить не по типовому проекту, нужно было сначала получить разрешение Госстроя, меня пригласили на высший уровень для утверждения проекта.

Тогда заместителем председателя Комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое был архитектор Николай Варфоломеевич Баранов. Я принес ему макет кинотеатра, все рассказал, а он мне говорит: «Мне нравится ваш проект, но у вас есть один недостаток. У вас симметричное здание, а вход расположен сбоку, асимметрично. Вы должны это исправить: в симметричных зданиях вход должен быть по оси». У меня в проекте вход действительно был смещен вправо: так было удобнее по планировке. Я говорю: «А вот у вашего пиджака карманчик тоже только с одной стороны». Он в ответ рассердился и сказал, что мой проект ему нравится, но он может и изменить свое мнение. И велел не сравнивать архитектуру с портновским делом. Тут мне со всех сторон зашикали и начали говорить, чтобы я согласился. Я промолчал, но в конце концов ничего не изменил в проекте — все так и построили.

Не знаю, в каком состоянии сейчас кинотеатр. Вроде бы недавно объявили о его реконструкции, и это хорошо, потому что до этого были объявления о сносе.

_____
Автор текста Софья Урманчеева
Strelka Mag


Другие новости недвижимости
Просмотров: 2654

Комментарии (0)