ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

10.07.19 11:46  

Искусство в ассортименте

Что общего у Ленина с Ангелом-хранителем и у лоскутного одеяла с пейзажем с Филаретовской церковью — за ответами на эти вопросы нужно сходить на новую выставку Музея Зеленограда.
Искусство в ассортименте

— В течение 50 лет наш музей коллекционировал предметы декоративно-прикладного искусства, но никогда целенаправленно не выставлял их, — говорит куратор выставки Екатерина Басистая. — Некоторые предметы могли появляться на выставках в качестве «вспомогательных» экспонатов, но впервые они представлены в таком широком ассортименте и как самоценные вещи.

Вышивка, стекло, керамика, изделия из дерева, металла — на первый взгляд неподготовленному посетителю кажется, что предметы расположены едва ли не в хаотичном порядке. На самом деле перед устроителями выставки стояло две задачи: показать, во-первых, многообразие материалов, из которых художники создают свои произведения, а во-вторых — эволюцию техник изготовления — от древнейших до современных. Наглядный пример — стенд с деревянными изделиями, в котором представлены чуть ли не все возможные варианты обработки дерева: разные виды резьбы, пластика, интарсия (инкрустация деревом по дереву)... И среди экспонатов, кстати, деревянная рюмка из Абхазии — личная вещь дендролога Дашкова, которому мы во многом обязаны современным зеленым обликом нашего города.



При внимательном рассмотрении (или с помощью экскурсовода — как в нашем случае) тут и там обнаруживается, что соседство двух, казалось бы, совершенно непохожих экспонатов — неслучайно. Одеяло, сшитое из лоскутков, и картина с изображением Филаретовской церкви оказываются изделиями, выполненными в одной технике, — традиционное лоскутное шитье в творчестве зеленоградки Ольги Берниковой трансформируется в лоскутную живопись. Да, художник использует более дорогие материалы, да, этот вид творчества сейчас все чаще называется новомодным словом «пэчворк», но природа у двух непохожих на первый взгляд предметов одна.

— Этот пример наглядно демонстрирует еще одно характерное явление, которое мы хотели продемонстрировать: то, как декоративно-прикладное искусство теряет утилитарную функцию и становится все более сувенирным или дизайнерским, — говорит Екатерина Басистая.



Хотя на выставке представлены предметы из фондов Музея Зеленограда, не все экспонаты имеют непосредственную связь с нашим городом.

— Одна из наших задач — собирание типовых вещей разных эпох, которые могли бы экспонироваться на выставках, посвященных этим эпохам, — продолжает куратор проекта. — Один из таких примеров — лаковая миниатюра с изображением Ленина и детей, наблюдающих за снегирями. Такие предметы, выполненные в традиционной технике федоскинской росписи, были характерны для интерьеров советских домов 50–60-х годов прошлого века, хотя конкретно данный предмет, вероятно, выполнен несколько позже. Причем, интересно, что композиционно данная миниатюра решена так же, как иконы рубежа XIX–ХХ веков, посвященные Ангелу-хранителю. Только место ангела в этом произведении занимает вождь пролетариата.



Многие предметы, представленные на данной выставке, — это подарки префектуре Зеленограда от делегаций из разных городов. Впоследствии префектура передала их в музей. Именно так в фондах музея оказалась фигура оленевода в традиционной одежде на нартах — около 20 лет назад ее в качестве сувенира привезла в Зеленоград делегация из Нарьян-Мара. Среди других подарков ваза с хохломской росписью и символикой Восточного округа Москвы — подарок местной префектуры зеленоградским коллегам. По всем этим предметам можно изучать декоративно-прикладное искусство разных периодов и регионов.



Куда более сложный путь, прежде чем добраться до Зеленограда, проделал деревянный сундук, задействованный в центральной инсталляции выставки. Он был создан вручную в 40-е годы в Алтайском крае, затем переехал в Душанбе, а в 90-е оказался в Зубцовском районе Тверской области. Там его несколько лет назад нашла куратор текущей выставки Екатерина Басистая и дала ему вторую жизнь. Сундук был покрашен, получил декоративное оформление по мотивам содержимого одного из скифских кладов, и таким образом превратился в произведение искусства, пройдя уже знакомый нам путь от утилитарного к дизайнерскому.



Выставка, как это заведено в последнее время, не лишена элемента интерактивности. Во-первых, некоторые экспонаты (они расположены в выдвижных ящиках) можно брать в руки. Во-вторых, здесь имеется небольшая игровая зона с раскрасками и деревянными кубиками — разумеется, содержательно и то, и другое имеет отношение к тематике выставки.

— Эти кубики были выполнены сотрудниками и волонтерами музея с помощью современных аппаратов для выжигания по дереву, — объясняет задумку Екатерина Басистая. — На них нанесены не случайные узоры, а орнаменты, которые встречаются в представленных на выставке экспонатах. Таким образом, кубики можно не просто собирать, но и использовать как задание для квеста по экспозиции.



Разумеется, все описанное выше — лишь малая часть того, что можно увидеть и узнать на выставке «Музейная коллекция декоративно-прикладного искусства». Для более глубокого погружения изучать ее рекомендуется с экскурсоводом. И тут очень кстати бесплатные экскурсии для сборных групп, запланированные на 21 июля (12:00) и 25 июля (18:00). В первом случае визит в выставочный зал Музея Зеленограда в корпусе 1410 будет полностью бесплатным (как в третье воскресенье любого месяца), во втором — придется заплатить только за входной билет (150 рублей — для взрослых, 100 рублей — для льготников; дети до 7 лет и московские школьники имеют право бесплатного посещения). Выставка будет работать до 25 августа.


Другие новости культуры
Просмотров: 4069

Комментарии (0)