Важно
Тор 10
Судьба школ в руках родителей
Ученики школы №1702. Фото с сайта s1702.zouo.ru
Чиновники решили реорганизовать в Зеленограде пять школ.
Зеленоградское управление образования посчитало необходимым реорганизовать три школы здоровья и две школы для «трудных» детей — эта новость вызвала активную волну протеста среди родителей. Данное решение относится к малокомплектным специализированным школам и и начальным школам №, и .
Реакция родителей
Все началось с того, что до родителей дошло тревожное известие. Как «Свободная пресса», начальник окружного управления образования Анна Халева якобы предложила директору школы здоровья №1703 добровольно выступить с просьбой о закрытии школы и присоединении части классов к школе №1353. Подобные предложения по реорганизации были сделаны директорам всех пяти образовательных учреждений.
Мама ученицы школы №1703 корреспонденту «Комсомольской правды», как директор школы №1353, ссылаясь на распоряжение управления об объединении со школой здоровья, вызывала педагогов на собеседование, чтобы решить, кого из них она примет на работу, а кого нет. При этом директор утверждала, что никакой школы здоровья под ее началом не будет.
Именно лишение образовательных учреждений статуса «Школа здоровья» и послужило главным камнем преткновения между родителями и чиновниками. Родители опасаются, что в результате изменений утратится столь необходимая их детям специфика и индивидуальный подход. Ведь в эти учреждения ученики направлены врачами в связи со слабым здоровьем: в обычной школе большинство детей после трех дней учебы болеют по три месяца.
А ученики школ №1710 и №8 тем более не смогут учиться в обычной школе, но по иным причинам. В этих учреждениях обучаются «трудные» ученики. Спецшкола №8 выполняет функции профилактического учебного заведения. В ней воспитываются дети и подростки с устойчивым противоправным поведением, подвергшиеся любым формам психологического насилия, которые отказываются посещать школы и испытывают трудности в общении с родителями. Основная общеобразовательная школа №1710 создана для подростков 5-9-х классов, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин.
Иначе говоря, многих из них уже неоднократно выгоняли из обычных школ прежде, чем они попали в эти специализированные учебные заведения. У этих детей отсутствует учебная мотивация, они стоят на учете в детской комнате милиции. Здесь их не только обучают, но и воспитывают, помогают стать частью социума. «Кто будет заниматься ими в других школах? В каждый класс по хулигану, и нет проблем?» — спрашивают родители.
Ответ чиновников
На все вопросы родителей чиновники повторяли одно и то же: данные учебные учреждения недоукомплектованы и подлежат реорганизации, так как нужно освобождать помещения для дошкольников и необходимо приспосабливаться к новой системе финансирования.
В , данном «Свободной прессе» заместителем начальника управления образования Зеленоградского округа Москвы Александром Петраковым, отмечается, что родители сгустили краски. Мол, некоторые педагоги передали им искаженную информацию: чиновники плохие, выгоняют нас, лишают слабых здоровьем детей и трудных подростков столь необходимых им услуг. И на самом деле это не так. И на текущих собраниях ситуация будет обсуждаться и родители смогут предложить свой вариант помощи школе.
Примечательно, что через несколько дней после выхода этого интервью, фамилия Александра Петракова исчезла из на сайте управления образования ЗелАО.
Места для дошкольников
На сегодняшний день в сеть образовательных учреждений Зеленограда входят 49 детских садов, 50 школ и 8 учреждений дополнительного образования. В садах округа не хватает более тысячи мест. Реорганизация пяти малокомплектных школ прибавит 600 мест для дошкольников округа.
Ведь даже президент в послании к Федеральному собранию от 30.11.2010 поручил во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. Тут чиновники и вспомнили, что здания, отданные школам в давно минувших 90-х годах — на самом деле типовые детские садики.
Но родители выяснили, что частные малокомплектные школы, где за обучение платят деньги, реорганизация не затронет. Более того, в Зеленограде немало типовых детских садов, используемых не по целевому назначению. Даже управление образования расположилось именно в таком здании. Сейчас там работают три юридических лица — непосредственно управление образования (12 человек), централизованная бухгалтерия, обслуживающая все образовательные учреждения округа (около 100 человек), и методический центр. На упреки родителей Анна Халева ответила, что разговоры об освобождении этого здания уже второй год ведутся с префектурой, но пока безрезультатно. Что касается нахождения двух частных школ — «Глобус» (корпус 430А) и «Гармония» (корпус 421А) — в помещениях бывших детсадов, по словам Анны Халевой, вывести их оттуда нельзя, поскольку с учреждениями заключены договоры аренды, которые можно расторгнуть только по истечении сроков их действия в следующем году.
Перепрофилированию в дошкольные образовательные учреждения подвергнутся здания не только школ, но и детского нефрологического санатория в 6-м микрорайоне. По словам начальника управления образования, сейчас здание санатория находится в ведении департамента здравоохранения и вопрос о его передаче в образовательную сеть уже отрабатывается.
Считаем деньги по-новому
Что касается перехода на новую систему нормативно-подушевого финансирования, то окончательно она изменится только в июле 2012 года, а следующий учебный год объявлен переходным — финансирование сохранится в полном объеме, но школы покажут, способны ли они «выжить» в новых условиях. Система предполагает полноценную финансово-хозяйственную самостоятельность школ. У каждой школы появится индивидуальный лицевой счет, на который будут поступать деньги из бюджета. При этом средства будут выделяться не на учреждение в целом, а конкретно на каждого ученика. То есть при переходе ребенка в другую школу деньги переводятся вслед за ним. Сейчас же система расчетов другая: деньги выделяются по количеству учеников в округе и централизованная бухгалтерия управления образования вправе распределять деньги в соответствии с нуждами того или иного учреждения.
На каждого ученика общеобразовательной школы государство выделяет 63 тысячи рублей в год. Статус школы здоровья дает учебному заведению на 22 тысячи больше. Пока неизвестно, как изменится сумма, выделяемая государством на одного ученика в 2012 году, но может получиться так, что школам с небольшим количеством учеников (по предварительным прогнозам, менее 25 человек в классе, менее 500 учащихся в целом) банально может не хватить денег на зарплату учителям, оплату коммунальных услуг, текущий ремонт и прочее. Но все это будет потом, а что сейчас?
Время действовать
Цель у родителей одна: не допустить закрытия школ. Самые инициативные создали , посвященное этой теме. Там родители активно обсуждают: что же делать? Но одними рассуждениями дело не закончилось: они собрали подписи под открытым письмом президенту, начальнику департамента образования Москвы и уполномоченному по правам ребенка при президенте, а 8 декабря почти полторы сотни человек пришли к зданию управления образования, чтобы выразить свой протест против реорганизации школ, в которых учатся их дети. Большое внимание родители уделили привлечению средств массовой информации.
Чиновники сдают позиции
В ответ на столь бурную реакцию общественности власти пошли на попятную. 10 декабря в ходе SMS-конференции префект Зеленограда Анатолий Смирнов заявил, что управление образования пока только прорабатывает различные варианты решения проблемы и окончательного решения о реорганизации еще не принято.
В свою очередь Анна Халева, встречаясь с родителями, приносила извинения за то, что управление образования не донесло до родителей полную информацию. Чтобы сделать решение вопроса прозрачным, она предложила с начала следующего учебного года создать экспертную группу из инициативных родителей и совместными усилиями искать оптимальный для всех выход из положения.
Пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов в «Комсомольской правде» заявил, что зеленоградские чиновники повели себя неграмотно: не разобрались в особенностях новой системы финансирования, не донесли соответствующую информацию до родителей. Городу нужны образовательные учреждения, в которых учитывают индивидуальные особенности ребенка, возможности здоровья, и никто не будет сокращать финансирование школ здоровья, тем более в ущерб детям, утверждал пресс-секретарь. Сейчас, по словам Гаврилова, департамент образования разбирается с чиновниками, которые некомпетентно, неграмотно себя повели, а судьба трех школ здоровья находится под особым контролем у главы департамента Исаака Калины.
Пути развития
Как и было обещано Анной Халевой, собрания с родителями учеников школ здоровья состоялись. Родители школы №1703 в ходе встречь вели себя наиболее активно. Им предложили сохранить статус «Школы здоровья», но для этого учреждению придется переехать в здание типовой школы (возможно №1710, корпус 428А), объединившись с другой начальной школой №1704, либо добрать учащихся из числа детей, состоящих на диспансерном учете в медицинских учреждениях Зеленограда. В результате расширения школа станет образовательным центром с возможностью создания дошкольного отделения на базе здания, расположенного по адресу: Березовая аллея, д. 9А (это то здание, в котором школа располагается сейчас). Позже родители учеников школы №1703 получили от Анны Халевой , в котором говорится, что учреждение сохранит свой статус, а вопрос о дальнейшем его расширении «может рассматриваться по инициативе директора школы, педагогического коллектива и согласия большинства родителей».
Руководитель школы №1704 на собрании заявила, что по ее подсчетам школа в условиях новой системы финансирования «не выживет», а значит, придется объединяться. Для этого учреждения наиболее приемлемыми посчитали объединение со школой №1703 или создание начальной школы в структуре школы №609 (в отдельном крыле).
А вот директор школы №1702, напротив, уверена, что средств им хватит и нужно оставить все как есть. Управление образования, в свою очередь, предложило два варианта: объединиться с общеобразовательной школой №1149 либо постепенно преобразовать начальную школу в детское дошкольное учреждение путем прекращения набора учеников в 1-й класс.
Примечательно, что в СМИ и ЖЖ-сообществе активно пишут о реорганизации школ здоровья, при этом практически отсутствует информация о судьбе специализированных школ. Анна Халева пояснила, что никто не собирается распределять учеников школ №1710 и №8 по одному в разные школы, управление образования предлагает превратить их в структурное подразделение одной из имеющихся школ и разместить в отдельном крыле. Из этого заявления правда не ясно, сохранится ли методика работы с детьми и получат ли работу в структурном подразделении педагоги.
Ответственность повесили на родителей
В итоге управление образования предложило несколько вариантов по реорганизации каждой школы. Право на принятие окончательного решения предоставлено родителям и руководителям школ. С февраля каждое учреждение будет публиковать смету расходов в свободном для родителей доступе, чтобы те смогли реально оценить, хватит ли их школе финансирования. На протяжении года они должны будут подсчитать, смогут ли они покрывать расходы учреждения в «самостоятельном плавании». И в соответствии с этим принимать решение — по какому пути пойдет реорганизация: просто переезд с сохранением специфики учреждения, слияние с другими школами или поэтапное расформирование с преобразованием в дошкольное учреждение.
Людмила Денисенко
Другие новости образования
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||




Подписка на рассылку








