Тор 10
Судьба школ в руках родителей
Чиновники решили реорганизовать в Зеленограде пять школ.
Зеленоградское управление образования посчитало необходимым реорганизовать три школы здоровья и две школы для «трудных» детей — эта новость вызвала активную волну протеста среди родителей. Данное решение относится к малокомплектным специализированным школам
Реакция родителей
Все началось с того, что до родителей дошло тревожное известие. Как
Мама ученицы школы №1703
Именно лишение образовательных учреждений статуса «Школа здоровья» и послужило главным камнем преткновения между родителями и чиновниками. Родители опасаются, что в результате изменений утратится столь необходимая их детям специфика и индивидуальный подход. Ведь в эти учреждения ученики направлены врачами в связи со слабым здоровьем: в обычной школе большинство детей после трех дней учебы болеют по три месяца.
А ученики школ №1710 и №8 тем более не смогут учиться в обычной школе, но по иным причинам. В этих учреждениях обучаются «трудные» ученики. Спецшкола №8 выполняет функции профилактического учебного заведения. В ней воспитываются дети и подростки с устойчивым противоправным поведением, подвергшиеся любым формам психологического насилия, которые отказываются посещать школы и испытывают трудности в общении с родителями. Основная общеобразовательная школа №1710 создана для подростков 5-9-х классов, испытывающих трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин.
Иначе говоря, многих из них уже неоднократно выгоняли из обычных школ прежде, чем они попали в эти специализированные учебные заведения. У этих детей отсутствует учебная мотивация, они стоят на учете в детской комнате милиции. Здесь их не только обучают, но и воспитывают, помогают стать частью социума. «Кто будет заниматься ими в других школах? В каждый класс по хулигану, и нет проблем?» — спрашивают родители.
Ответ чиновников
На все вопросы родителей чиновники повторяли одно и то же: данные учебные учреждения недоукомплектованы и подлежат реорганизации, так как нужно освобождать помещения для дошкольников и необходимо приспосабливаться к новой системе финансирования.
В
Примечательно, что через несколько дней после выхода этого интервью, фамилия Александра Петракова исчезла из
Места для дошкольников
На сегодняшний день в сеть образовательных учреждений Зеленограда входят 49 детских садов, 50 школ и 8 учреждений дополнительного образования. В садах округа не хватает более тысячи мест. Реорганизация пяти малокомплектных школ прибавит 600 мест для дошкольников округа.
Ведь даже президент в послании к Федеральному собранию от 30.11.2010 поручил во всех регионах реализовать программы реконструкции старых и строительства новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставить под них соответствующие помещения. Тут чиновники и вспомнили, что здания, отданные школам в давно минувших 90-х годах — на самом деле типовые детские садики.
Но родители выяснили, что частные малокомплектные школы, где за обучение платят деньги, реорганизация не затронет. Более того, в Зеленограде немало типовых детских садов, используемых не по целевому назначению. Даже управление образования расположилось именно в таком здании. Сейчас там работают три юридических лица — непосредственно управление образования (12 человек), централизованная бухгалтерия, обслуживающая все образовательные учреждения округа (около 100 человек), и методический центр. На упреки родителей Анна Халева ответила, что разговоры об освобождении этого здания уже второй год ведутся с префектурой, но пока безрезультатно. Что касается нахождения двух частных школ — «Глобус» (корпус 430А) и «Гармония» (корпус 421А) — в помещениях бывших детсадов, по словам Анны Халевой, вывести их оттуда нельзя, поскольку с учреждениями заключены договоры аренды, которые можно расторгнуть только по истечении сроков их действия в следующем году.
Перепрофилированию в дошкольные образовательные учреждения подвергнутся здания не только школ, но и детского нефрологического санатория в 6-м микрорайоне. По словам начальника управления образования, сейчас здание санатория находится в ведении департамента здравоохранения и вопрос о его передаче в образовательную сеть уже отрабатывается.
Считаем деньги по-новому
Что касается перехода на новую систему нормативно-подушевого финансирования, то окончательно она изменится только в июле 2012 года, а следующий учебный год объявлен переходным — финансирование сохранится в полном объеме, но школы покажут, способны ли они «выжить» в новых условиях. Система предполагает полноценную финансово-хозяйственную самостоятельность школ. У каждой школы появится индивидуальный лицевой счет, на который будут поступать деньги из бюджета. При этом средства будут выделяться не на учреждение в целом, а конкретно на каждого ученика. То есть при переходе ребенка в другую школу деньги переводятся вслед за ним. Сейчас же система расчетов другая: деньги выделяются по количеству учеников в округе и централизованная бухгалтерия управления образования вправе распределять деньги в соответствии с нуждами того или иного учреждения.
На каждого ученика общеобразовательной школы государство выделяет 63 тысячи рублей в год. Статус школы здоровья дает учебному заведению на 22 тысячи больше. Пока неизвестно, как изменится сумма, выделяемая государством на одного ученика в 2012 году, но может получиться так, что школам с небольшим количеством учеников (по предварительным прогнозам, менее 25 человек в классе, менее 500 учащихся в целом) банально может не хватить денег на зарплату учителям, оплату коммунальных услуг, текущий ремонт и прочее. Но все это будет потом, а что сейчас?
Время действовать
Цель у родителей одна: не допустить закрытия школ. Самые инициативные создали
Чиновники сдают позиции
В ответ на столь бурную реакцию общественности власти пошли на попятную. 10 декабря в ходе SMS-конференции префект Зеленограда Анатолий Смирнов заявил, что управление образования пока только прорабатывает различные варианты решения проблемы и окончательного решения о реорганизации еще не принято.
В свою очередь Анна Халева, встречаясь с родителями, приносила извинения за то, что управление образования не донесло до родителей полную информацию. Чтобы сделать решение вопроса прозрачным, она предложила с начала следующего учебного года создать экспертную группу из инициативных родителей и совместными усилиями искать оптимальный для всех выход из положения.
Пресс-секретарь департамента образования Москвы Александр Гаврилов в
Пути развития
Как и было обещано Анной Халевой, собрания с родителями учеников школ здоровья состоялись. Родители школы №1703 в ходе встречь вели себя наиболее активно. Им предложили сохранить статус «Школы здоровья», но для этого учреждению придется переехать в здание типовой школы (возможно №1710, корпус 428А), объединившись с другой начальной школой №1704, либо добрать учащихся из числа детей, состоящих на диспансерном учете в медицинских учреждениях Зеленограда. В результате расширения школа станет образовательным центром с возможностью создания дошкольного отделения на базе здания, расположенного по адресу: Березовая аллея, д. 9А (это то здание, в котором школа располагается сейчас). Позже родители учеников школы №1703 получили от Анны Халевой
Руководитель школы №1704 на собрании заявила, что по ее подсчетам школа в условиях новой системы финансирования «не выживет», а значит, придется объединяться. Для этого учреждения наиболее приемлемыми посчитали объединение со школой №1703 или создание начальной школы в структуре школы №609 (в отдельном крыле).
А вот директор школы №1702, напротив, уверена, что средств им хватит и нужно оставить все как есть. Управление образования, в свою очередь, предложило два варианта: объединиться с общеобразовательной школой №1149 либо постепенно преобразовать начальную школу в детское дошкольное учреждение путем прекращения набора учеников в 1-й класс.
Примечательно, что в СМИ и ЖЖ-сообществе активно пишут о реорганизации школ здоровья, при этом практически отсутствует информация о судьбе специализированных школ. Анна Халева пояснила, что никто не собирается распределять учеников школ №1710 и №8 по одному в разные школы, управление образования предлагает превратить их в структурное подразделение одной из имеющихся школ и разместить в отдельном крыле. Из этого заявления правда не ясно, сохранится ли методика работы с детьми и получат ли работу в структурном подразделении педагоги.
Ответственность повесили на родителей
В итоге управление образования предложило несколько вариантов по реорганизации каждой школы. Право на принятие окончательного решения предоставлено родителям и руководителям школ. С февраля каждое учреждение будет публиковать смету расходов в свободном для родителей доступе, чтобы те смогли реально оценить, хватит ли их школе финансирования. На протяжении года они должны будут подсчитать, смогут ли они покрывать расходы учреждения в «самостоятельном плавании». И в соответствии с этим принимать решение — по какому пути пойдет реорганизация: просто переезд с сохранением специфики учреждения, слияние с другими школами или поэтапное расформирование с преобразованием в дошкольное учреждение.
Людмила Денисенко
Другие новости образования
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|