Тор 10
Автобусы сбиваются в стаи
Инфопортал проверил регулярность движения городского общественного транспорта.
Наверняка каждому приходилось ждать на остановке нужный маршрут автобуса по полчаса, хотя в расписании интервал движения составляет всего 8-13 минут. Это особенно неприятно зимой или в плохую погоду. И вот, наконец, когда нужный автобус подъезжает, весь битком набитый людьми, следом за ним идет еще один, практически пустой, собрат. Мы решили разобраться, почему автобусы в городе ходят «пачками» и какова ситуация на данный момент.
Контрольная остановка
Дежурство с часами на остановке «Дворец творчества» (бывшая «Октябрьская») Панфиловского проспекта показало, что проблема актуальна и наиболее всего страдают сдвоенностью маршруты автобусов № 10, 11, 12 и 15*. Из-за того что маршруты зеленоградских автобусов предпочитают парные выступления на дорогах города, пассажирам часто приходится ждать больше положенного срока.
— Сейчас автобусы стали ходить намного лучше, чем раньше, — говорит 40-летняя Анна Ивановна, ожидающая маршрут № 12. — Хотя бывает, приходится ждать по полчаса нужный. Недавно машину ловить пришлось, когда от подруги вечером домой возвращалась, так как чуть не околела ждать на остановке!
Причины несовершенства
Андрей Макшанцев. Фото Инфопортала |
В чем же проблема наших автобусов, мы отправились выяснять на зеленоградский автокомбинат. Андрей Макшанцев, директор предприятия, видит причины задержек автобусов в ухудшении дорожной ситуации из-за увеличивающегося количества машин.
— На 210 тыс. жителей в ГИБДД зарегистрировано 80 тыс. машин, то есть одна машина на два с половиной зеленоградца! Дороги просто не справляются.
Сейчас ведутся серьезные строительные работы, меняющие транспортную инфраструктуру города: закрылся на реконструкцию путепровод через железную дорогу в восьмом микрорайоне — стала чрезмерно перегружена Крюковская эстакада, идет расширение Панфиловского проспекта. А заторы на трассах прогнозировать невозможно, поэтому пробки нельзя заложить в расписание. Еще одна причина малой пропускной способности дорог и сбоев в расписании — ДТП в узких местах, которые никогда нельзя предугадать. Поэтому задержки в расписании автобусов по двадцать-тридцать минут для Зеленограда не редкость. Рекорды были по полтора часа.
Если автобус задерживается в заторе, то на остановке скапливается много людей. Пока они все будут в него садиться, он, хочешь не хочешь, отстанет от своего графика, а в это время его может догнать второй автобус его же маршрута. В итоге два, а то и три, и четыре автобуса одного маршрута могут ехать друг за другом. Если ширина дороги позволяет, то пустой автобус может обогнать первый, если это не противоречит его графику. Но этот сложный маневр редко можно выполнить.
— Мы пытались добавлять во время заторов резервные автобусы на маршрут — результата это не дает. Первые два автобуса идут перегруженные, а остальные — пустые. Пробовали посылать дополнительные автобусы не с начала, а с середины маршрута, — тоже малорезультативно. Получается та же ситуация: на конечную станцию машины приезжают все вместе. Чтобы их разделить, нужно какие-то автобусы не посылать в рейс. Но мы вынуждены их посылать вместе, так как их ждут люди. Если же все автобусы задерживаются в пути, то мы выпускаем резервные, чтобы пассажиры не страдали из-за длительных ожиданий.
Идеальный автобус
Интересные цифры:
|
Обстановка с городским транспортом зависит от соблюдения интервалов в расписании движения машинами. Идеальной она станет, когда автобусы будут ходить как часы. Идеальный автобус следует по расписанию и всегда приходит вовремя. Каждый водитель стремится к выполнению своего графика, это стимулируется материальными премиями. Но когда автобус опаздывает не по вине шофера, то бессмысленно его штрафовать.
— Не дай Бог, если автобус начинает идти с нагоном! — говорит Андрей Макшанцев. — Это злостное нарушение, которое карается штрафом для водителя. Ведь таким образом он нарушает скоростной режим, что может быть опасно.
По маршруту
Чтобы каждый автобус был максимально эффективным, специальная команда тщательно продумывает каждый маршрут и любые изменения в нем. Ведь не только горожанам, но и автокомбинату выгодно перевезти как можно больше пассажиров с минимальными затратами и с наибольшим удобством для города. Интенсивность пассажиропотока меняется в зависимости от времени дня (например, часы пик), дня недели (будни и выходные), сезона (летом многие берут отпуска и уезжают из города) и даже погоды на улице (в плохую погоду люди стараются меньше передвигаться, например, не ездят домой на обеденный перерыв).
— Так же мы подстраиваемся под мероприятия, — рассказывает директор автокомбината, — выпускаем автобусы в пол-интервала, если много пассажиров. Интервалы движения для каждого маршрута высчитывает отдельно специальная компьютерная программа, куда забивают длину маршрута, количество остановок, плотность пассажиропотока и скорость движения автобуса, по городу средняя скорость около 14 км/ч. Но все равно приходится дорабатывать все вручную. Все расписывается по минутам на каждую машину.
Мониторинг автобусов
Расписание маршрута № 11. Фото Инфопортала |
Не секрет, что Зеленоград частенько используют как испытательный полигон для Москвы. Три года Мосгортранс оттачивал на нем систему мониторинга автобусов по GPS, позволяющую контролировать всю историю движения, скорость автобуса, его местонахождение, заполненность маршрута и даже температуру в салоне. В режиме реального времени диспетчеры могли наблюдать все эти данные на табло в виде карты города.
— Год назад эксперимент с этой великолепной системой закончился, — сетует Андрей Макшанцев, — и нам пришлось временно вернуться к старой схеме: рамки контроля и диспетчерские на конечных станциях и на паре остановок по маршруту. На крыше каждой машины есть приемник-передатчик, который возле рамки отмечается, во сколько минут пройдена эта точка. Если есть какие-то отклонения по времени, то диспетчер об этом сообщает по громкой связи водителю. На остальном маршруте с водителем можно связаться, только если у него есть сотовый телефон.
Данные с рамок заносятся в станционную ведомость, в которой диспетчер сравнивает время по графику с фактическим временем. Например, автобус № 19 должен быть на остановке в 16:15, а он прибыл только в 16:18. Дальше эта информация передается в Москву на обработку вместе с данными с турникетов (автоматической системы контроля проезда), которые нужны не только для оплаты проезда, но и подсчета пассажиров. Это еще одна причина, по которой не любят «зайцев».
Все для пассажиров
Диспетчер зеленоградского автокомбината. Фото Инфопортала |
На работу автобусного парка могут влиять и пассажиры. Их обращения в обязательном порядке рассматриваются — как единичные, так и массовые.
— Конечно, большинство из них невыполнимы, потому что если подходить строго к пожеланиям каждого пассажира, то надо пустить новый маршрут от каждого дома до каждого объекта. По просьбам зеленоградцев мы открыли по выходным маршрут автобуса № 27 от Крюково до кладбища Рожки. Получилось, что максимум за весь день автобус перевозит всего не более 80 человек, т.е. за рейс везет всего 1-3 человека. Из-за того что он не пользовался спросом, пришлось его временно закрыть.
Но есть и положительные примеры: открытие кольцевого маршрута № 29 в старом городе. Уже в течение недели-двух он набрал максимальные объемы перевозок, то есть оказался востребованным. Со 2 февраля был запущен встречный маршрут № 31.
Телефон для связи с зеленоградским автокомбинатом, по которому можно звонить по предложениям, жалобам и отзывам: (499) 735-64-26.
*Таблица интервалов движения маршрутов автобусов на остановке «Дворец творчества» Панфиловского проспекта
(замеры проводились 28 января с 18:14 до 19:16, цветом выделены «кучкующиеся» автобусы)
В направлении от Крюково |
В направлении к Крюково | ||
Время |
Номер маршрута |
Время |
Номер маршрута |
18:14 |
10 |
18:13 |
12 |
18:15 |
1 |
18:15 |
23 |
18:15 |
10 |
18:15 |
10 |
18:17 |
8 |
18:16 |
10 |
18:18 |
23 |
18:19 |
15 |
18:18 |
15 |
18:21 |
1 |
18:21 |
12 |
18:25 |
23 |
18:22 |
15 |
18:26 |
12 |
18:23 |
10 |
18:29 |
10 |
18:23 |
23 |
18:31 |
11 |
18:23 |
1 |
18:31 |
11 |
18:25 |
476 |
18:32 |
12 |
18:27 |
15 |
18:32 |
15 |
18:29 |
12 |
18:33 |
1 |
18:30 |
4 |
18:33 |
476 |
18:30 |
29 |
18:34 |
12 |
18:30 |
13 |
18:37 |
15 |
18:31 |
10 |
18:38 |
13 |
18:32 |
4 |
18:39 |
15 |
18:33 |
13 |
18:45 |
10 |
18:34 |
8 |
18:47 |
15 |
18:35 |
312 |
18:51 |
12 |
18:38 |
10 |
18:51 |
10 |
18:38 |
23 |
18:51 |
11 |
18:45 |
15 |
18:52 |
11 |
18:45 |
15 |
18:54 |
1 |
18:45 |
8 |
18:54 |
13 |
18:45 |
476 |
18:55 |
12 |
18:47 |
8 |
18:55 |
11 |
18:48 |
1 |
18:55 |
23 |
18:49 |
4 |
18:56 |
12 |
18:50 |
12 |
19:01 |
15 |
18:52 |
15 |
19:02 |
10 |
18:52 |
8 |
19:02 |
23 |
18:53 |
15 |
19:02 |
1 |
18:55 |
29 |
19:03 |
11 |
18:57 |
12 |
19:03 |
11 |
19:00 |
29 |
19:09 |
10 |
19:02 |
4 |
19:09 |
23 |
19:06 |
10 |
19:10 |
12 |
19:06 |
1 |
19:11 |
1 |
19:06 |
4 |
19:12 |
11 |
19:08 |
8 |
19:12 |
15 |
19:09 |
15 |
19:13 |
10 |
19:10 |
15 |
19:15 |
1 |
19:11 |
1 |
19:15 |
12 |
19: 11 |
12 |
|
|
19:13 |
10 |
|
|
19:13 |
12 |
|
|
19:15 |
15 |
|
|
19:15 |
23 |
|
|
19:16 |
4 |
|
|
Всего 62 минуты — 52 автобуса.
Татьяна Лешкевич
Другие новости транспорта
Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
|