23 марта Четверг 2017
Открыта регистрация на квест-гонку KartMan
Картинг-центр ZelenoKart приглашает на квалификационные заезды (до 24 марта) для участия в квест-гонке KartMan, которая состоится 30 марта.
 Подробнее
5 причин использовать транспондер для проезда по М11
Почему выгодно иметь транспондер даже для разовых поездок по Новой Ленинградке и почему его нужно приобрести именно сейчас.
 Подробнее
Важно


Самое читаемое на Инфопортале

Самое обсуждаемое на Инфопортале


Полезные ссылки

Рецензии

На главную | К другим новостям раздела
05.11.09 21:32

«Царь»: где мой народ?



Историко-философская драма «Царь» режиссера Павла Лунгина рассказывает о противостоянии царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа, конфликте между самодержавием и православием, происходившем в темные времена на Руси.

Иван IV, царь всея Руси Иоанн Васильевич, по прозванию Грозный — фигура столь яркая и колоритная, что отечественный кинематограф обращался к его жизни и истории царствования неоднократно. Сценарий картины Лунгина написан известным российским писателем Алексеем Ивановым, и основной акцент здесь сделан на отношениях между Грозным (Петр Мамонов) и игуменом Соловецкого монастыря Филиппом (Олег Янковский), другом детства царя, вызванным Иваном в Москву и возведенным в сан митрополита.

1565 год, в стране, истощенной продолжающейся войной и голодом, царствует тиран и параноик, окруживший себя верными слугами-опричниками во главе с Федором Басмановым (Александр Домогаров) и Малютой Скуратовым (Юрий Кузнецов). Безжалостные опричники устроили на бескрайних просторах, как сказали бы сейчас, кровавый террор, а в подвалах Малюты подвергаются изуверским пыткам подозреваемые в измене, причем муки столь невыносимы, что признаются все. Близость Апокалипсиса и предчувствие Страшного суда — вот то, во что верит Грозный, творя тем временем свое языческих масштабов и жестокости судилище над правыми и виноватыми. Попытка прежнего митрополита выступить против опричнины привела к тому, что ему пришлось быстро уносить ноги, пока его самого не «пустили в расход». Но царю нужен духовный наставник, опора в его непростых отношениях с богом, и он призывает в столицу старого знакомого, человека огромного благородства, мудрости и смирения Филиппа, взяв с нового митрополита слово — говорить государю только правду. Филипп соглашается, в надежде остановить опричников и убедить Грозного следовать христианской, православной добродетели. Но читающего в своих хоромах Откровение Иоанна Богослова и истово молящегося царя образумить не представляется возможным, и Филиппа ждет мученический венец.



По большому счету, вся эта история, уложившаяся в два года, хрестоматийна и известна по школьным учебникам. Так что, говоря о фильме, премьера которого была одной из самых ожидаемых (во многом — благодаря громкому успеху предыдущей картины Лунгина «Остров», с тем же Мамоновым в главной роли), невольно фиксируешься на персоналиях и тех чувствах и эмоциях, что посещают после его просмотра. Олег Янковский, для которого роль митрополита Филиппа стала последней работой в большом кино, пользуется скупыми, до минимализма красками, и практически безупречен. Петр Мамонов достаточно органично вписывается в образ бесноватого днем и молящегося богу ночью царя, по большей части пользуясь теми же приемами, что он начал оттачивать еще во времена существования группы «Звуки Му». Так что этот дуэт-дуэль, на котором и зиждется основное действие картины, вполне удался. Неожиданное перевоплощение привычного добряка Юрия Кузнецова в кровопийцу Малюту Скуратова. Страшный Александр Домогаров, с тяжелым, ничего хорошего не предвещающим взглядом главаря опричников. Воевода, племянник Филиппа (Алексей Макаров), несправедливо замученный на дыбе, но так и не солгавший. Оператор Том Стерн, работавший с Клинтом Иствудом — тоже, на секундочку, немаловажная деталь. Так что с отдельными составляющими и персональными удачными работами в этом фильме все более-менее в порядке, если не считать жутко утомляющее, временами до отвращения, юродство Ивана Охлобыстина в роли визгливого и недоброго царского шута Вассиона, и регулярно перебарщивающую с воплями царицу (Рамиля Искандер), то кричащую на холопов, то хохочущую над казнями, когда осужденных на смерть запускают на огороженную кольями арену на съедение свирепому медведю, любимцу государя. А вот когда переходишь к чувствам и эмоциям, то все оказывается совсем не так просто. Нет, понятно, что сам фильм, заботливо разбитый на четыре главы — «Молитва царя», «Война царя», «Гнев царя» и «Веселье царя», оказался на голову выше подавляющего большинства отечественной кинопродукции последних лет. Но после финала картины, который почти прямым текстом рифмуется с пушкинским «Народ безмолвствует», остается ощущение какой-то недосказанности, причем не из тех, что хороши как художественный прием.

Алексей Леонидов


Просмотрено 6506 раз(а)




Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 3.

Гость 21.11.2009 00:38:30

А мне не понравилось, что Ивана IV выставили психопатом и сумашедшим.

И это не квасной патриотизм.

А времена закончились: "предателей" и "изменников" не ищут, а взращивают


Гость 20.11.2009 23:30:00

Гражданский подвиг гениального Павла Лунгина в эпоху квасного патриотизма и римейков собирания земель "русских" (московских). Фильм-предостережение русскому народу о том, что времена, когда власть искала "предателей" и "изменников" в своем народе еще не закончились. Лунгин показал, как была подмята московской властью православная церковь и почему она так и не смогла выполнить свою историческую роль перед русским народом.


Swinger 09.11.2009 09:48:02

Фильм неординарный. Но это все же художественный фильм, к истории имеет очень посредственное отношение.


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
ВКонтакте Instagram Twitter Facebook YouTube RSS Виджет Яндекса Архив новостей
Психотерапия не знает границ
Боитесь темноты, самолетов или собак? Вас не слушается ребенок? Хотите избавиться от мучительной зависимости (неважно — любовной, компьютерной или никотиновой)? Страдаете от болезни, хотя врачи говорят, что с организмом все в порядке? Просто ищете смысл жизни? Скорее всего, любую из этих проблем поможет быстро и эффективно решить психолог-психотерапевт Дмитрий Панфутов.
 Подробнее




Гастроли

Ирина Дубцова, братья Сафроновы, Мария Порошина, Сергей Зверев, «Мельница», Константин Никольский, Людмила Артемьева, Леонид Каневский, Александр Филиппенко, «Лесоповал»

Олег Газманов, «Чиж & Со», Юлий Ким, «Доктор Ватсон», «Город конструкторов», Алексей Маклаков, Наталья Бочкарева, Борис Щербаков, Сергей Никитин


Фотолента

Путешествие в мир кукол

Охота на Черном озере


Новости компаний

Открыта регистрация на квест-гонку KartMan

29 марта заканчивается запись на интенсивные курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2017 в центре «Хорошист»


Инфографика

Календарь праздников на 2017 год

Пикниковые точки в Зеленограде


Интервью

Хелависа: «Целое поколение подростков выросло на песнях "Мельницы"»

Олег Газманов: «Большое счастье, если бы фразы, которые я сочинил, повторяли после меня»


Советы экспертов

Профессиональные консультации экспертов АвтоТехЦентра «Грюнберг»

ГИБДД: интернет-консультация


Глазами очевидцев

«Подснежники» в парке Победы

Драка контролеров с пассажиром


Новости автомира

Основной формой возмещения по ОСАГО станет ремонт автомобиля

Две трети дорожных штрафов оплачиваются водителями со «скидкой»


Рейтинги

Рейтинг АЗС

Рейтинг такси





Реклама на сайте Контакты Вакансии Наши проекты Кнопки