04 декабря Вс. 2016
Вывоз мусора и снега
Компания «ЭКО-ПРИМ» оказывает услуги по вывозу строительного и бытового мусора, уборке и вывозу снега, вывозу стеклобоя, полиэтилена всех марок, макулатуры, металлолома и других видов отходов, предоставляет в аренду бункеры и контейнеры.
 Подробнее
Важно


Самое читаемое на Инфопортале

Самое обсуждаемое на Инфопортале


Полезные ссылки

Образование

На главную | К другим новостям раздела
26.02.09 22:13

Экспериментальное образование: за и против



Школьников Зеленограда будут обучать индивидуально.

Уже который год система среднего образования находится в творческом поиске. Не успели школьники привыкнуть к терминам ЕГЭ и ГИА, как на их головы свалилось еще одно нововведение — обучение по индивидуальным планам.

С 2002 года в зеленоградском физико-математическом лицее № 1557 применяется особая форма обучения — по индивидуальному плану, учитывающему выбор предметов самими учениками. Школ с аналогичной системой обучения в Москве больше десяти, в Зеленограде в 2009 году в эксперимент вольются учащиеся 853-й общеобразовательной школы.

Отношение к новаторской методике неоднозначное, с одной стороны, традиционное комплексное образование, которое впору называть классическим, действует по плану общего профиля — школьники проходят одинаковую программу, последовательно изучая предмет за предметом и приобретая широкий спектр знаний. С другой стороны, благодаря индивидуальным учебным планам, молодежь получает возможность сосредоточиться на предметах, приоритетных для успешного поступления в ВУЗ.

За разъяснениями по индивидуальной системе образования Инфопортал обратился в лицей № 1557. На наши вопросы ответили заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Ганыкина, замдиректора по экспериментальной работе Марина Пикалова и замдиректора по воспитательной работе Татьяна Григорьева:

— Как работает система индивидуального образования?
— Начинается все с выбора учебной группы. Девятикласснику выдается таблица с перечнем предметов и количеством предусмотренных для занятий часов. Предметы разбиты на несколько групп — экстернат, базовый уровень и углубленное изучение. Учащийся, вместе со своими родителями, такую таблицу заполняет. Он самостоятельно выбирает, какие предметы ему предстоит изучать усиленно, профильно, какие лучше сдать экстерном. Заполненная таблица подписывается родителями, администрацией школы, самим учеником и становится основой учебного плана на десятый и одиннадцатый классы.

— Обучение по индивидуальному плану предусмотрено только для десятых и одиннадцатых классов?
— Да.

— Что если школьник захочет большую часть предметов сдать экстерном?
— Есть нижняя и верхняя граница учебной нагрузки, на 2008-2010 учебные годы нагрузка должна быть в пределах 2040-2448 часов. Ученик может изучать некоторые предметы самостоятельно, чтобы компенсировать время, затраченное в профильных и спецклассах, но учебные часы никуда не пропадают. Например, база для математики равна пяти часам в неделю, но математику можно изучать и восемь часов в неделю, и десять часов, и двенадцать — в зависимости от выбранной группы, если человек выбирает двенадцатичасовую группу, ему придется сократить время обучения по другим предметам, чтобы оставаться в рамках 2040-2448 часов.

— То есть освободившиеся от «ненужных» предметов часы ученик посвящает предметам нужным, оставаясь при этом в рамках заданной учебной нагрузки?
— Совершенно верно.

— Трудно готовиться к сдаче экзаменов экстерном?
— На подготовку к сдаче экзаменов экстерном дается три месяца. Ученик проходит программу и экзаменуется.

— А классы при индивидуальном обучении остаются? Вы, как и раньше, ведете классные журналы?
— Классы остаются, только теперь одноклассники посещают те занятия, которые стоят в их расписании в соответствии с их индивидуальными планами. Вместо классного журнала у нас «Журналы интересов», в нем учащиеся разделены по группам и выбранным предметам.

— Получается вроде броуновского движения, у каждого ученика своя сетка уроков?
— Да. Но ребята объединены в группы и процесс обучения систематизирован.

— Сколько учащихся в каждой группе и сколько человек достаточно для формирования группы?
— Максимум учащихся в одной группе — 30 человек, минимум для профильных предметов — 12 человек, для непрофильных — 18. Может быть и меньше, если финансирование позволяет.

— Как ведется контроль успеваемости?
— Пишутся контрольные работы, выставляются отметки, проводится промежуточная аттестация. За посещаемостью следит фьюторская служба, курирует деятельность службы заместитель директора по учебной и воспитательной работе, штат службы состоит из педагогов. Если возникают вопросы, скажем, у ребенка падает посещаемость, эта служба связывается с родителями и выясняет, в чем дело.

— Какой аттестат получают ваши выпускники? Только по профильным предметам?
— Нет, есть стандартный учебный план с перечнем учебных дисциплин, если выпускники этих дисциплин не изучали, аттестат им не выдадут. Наши учащиеся аттестовываются полностью, по всем предметам, входящим в общеобразовательную программу.

— Имеется возможность поменять свой учебный план?
— Да, при необходимости учебный план можно скорректировать и поменять учебные группы.

— По данной методике лицей преподает седьмой год, чем замечательно образование по индивидуальному плану?
— Мы являемся физико-математическим лицеем и благодаря учебным планам у детей есть возможность очень серьезно подготовиться к поступлению в институт. Если посмотреть нашу статистику, то 87% старшеклассников углубленно изучают математику, 76% — физику, люди концентрируют свои силы на предметах, которые позволят им получить высокий балл на вступительных экзаменах. У нас преподают опытные педагоги, кандидаты наук, уровень подготовки у выпускников очень высокий, разумеется, для нас это хорошо.

— А что плохого в образовании по индивидуальному плану?
— Во-первых, очень непросто составить расписание. Даже нам, с нашим опытом, не удается избежать окон, сейчас максимальное «окно» у групп — два часа, кто-то это время проводит в библиотеке, кто-то в классе робототехники, кто-то в рекреациях домашнюю работу готовит, но все равно учащиеся предоставлены сами себе, а этого хочется избежать. Во-вторых, недостаток финансирования, не всегда есть возможность сформировать группу и оплатить для нее учебные часы. В-третьих, тяжело перестраиваться педагогам, приходит базовая группа — ее обучают по одному плану, приходит профильная — ее обучают по другому, приходит усиленная — ее обучают по третьему. Преподавателю приходится перескакивать с программы на программу.

— На ваш взгляд, насколько действенна окажется эта система в общеобразовательных школах?
— В общеобразовательных школах все иначе, если нет учебного профиля, то гораздо сложнее подобрать преподавательский состав, сформировать группы, составить расписание занятий, найти материальную базу для качественного обучения сразу по нескольким направлениям.

— Самостоятельное составление учебного плана, экстернат, группы, посещаемость — большую ли роль играет дисциплинированность ученика?
— Конечно, большую. Но не меньшую роль играет профессионализм педагогов, задача правильно организовать учебный процесс не менее важна, чем желание ученика в этом процессе участвовать.

— Если ученье — свет, а неученье — тьма, что такое образование по индивидуальному профилю? Сумерки?
— Нет, это тот же свет, только он направлен в сторону, необходимую ученику.


Приведем наиболее характерные высказывания родителей, учеников и преподавателей на тему обучения в старших классах по индивидуальным программам.


Родители, общеобразовательная школа № 1913:

— На мой взгляд, в любом процессе должна быть целесообразность — если учащийся изучает экономику, значит, в городе должен быть экономический вуз, если иностранные языки, то лингвистический факультет и т.д. Что хорошего, если начнет выпускаться молодежь, получившая образование по одному-двум предметам? Кем они будут востребованы, как им дальше учиться? Куда идти работать после окончания университета? Получается, что по одним направлениям, математика, физика, иностранные языки, возможно, информатика, хотя сейчас учащиеся знают ее лучше учителей, будет слишком большой выпуск, который не смогут вместить вузы, а остальные профили окажутся не у дел и без базовых знаний.


Родители, общеобразовательная школа № 853:

— Безусловно, здравое зерно в этой системе есть. Однако возникают опасения, что система недодумана и недоработана. Раньше среднее образование было продуманным комплексом, в котором один предмет дополнял другой. Сейчас же, при произвольном выборе программы, не получится ли так, что не будет хватать знаний по другому предмету, который изучается, скажем, по базовой программе? Смогут ли самоорганизовываться дети во время вынужденных «окон»? Готовы ли сами учителя преподавать по нескольким программам сразу? Понятно, что без эксперимента не будет развития, жаль только, что именно наши дети стали его жертвами.


Учащийся общеобразовательной школы № 618:

— Я не знаю, зачем я хожу на некоторые предметы, на МХК, например, хотелось бы проводить это время на информатике или ин.язе, больше пригодится.


Директор общеобразовательной школы № 853 Лариса Базылева убеждена, что опыт зеленоградских первопроходцев, лицея № 1557 и школы № 602, позволит избежать проблем с организацией образовательного процесса и на достойном уровне подготовить старшеклассников к сдаче ЕГЭ. По предварительным прогнозам, в школьном расписании «окон» между занятиями не будет, а если совсем их избежать не удастся, то поставят их в начале дня, чтобы дети приходили ко второму/третьему уроку. Анкетирование учеников 9-х классов показало, что ребята и их родители положительно настроены на введение такой программы. Администрация школы даже готова пойти навстречу тем ученикам, которые захотят взять большее количество предметов для углубленного изучения, чем позволяет норма часов. Решаться это будет в индивидуальном порядке по заявлению родителей.


Преподаватель общеобразовательной школы № 897:

— Профильные учебные заведения, как, например, лицей № 1557, изначально преподают фактически по индивидуальной программе, отличной от общеобразовательной, для них внедрение новой методики и целесообразно, и вызывает меньше трудностей. Но в общеобразовательных школах такая методика может вылиться в хаос, потому что, во-первых, требуется очень сильный преподавательский состав, практически институтского уровня, ведь при возрастающем количестве часов придется выходить за рамки школьной программы, переходить на программу университетскую, если этого не делать, то методика теряет всякий смысл. И, во-вторых, организация учебного процесса — дети остаются детьми, приставить к каждому учащемуся соглядатая невозможно, как контролировать их досуг? Известно, что индивидуальная программа сопряжена с большим количеством «окон», а пока дети на уроках, ответственность за них несет школа, как и за уровень получаемого образования, кстати, тоже.


Получится ли избежать неприятных происшествий? Вряд ли, потому что дети это дети, а десятые, одиннадцатые классы в особенности — они уже взрослые дети и с ними вдвойне тяжело.

На мой взгляд, хорошее решение — обучать по индивидуальной программе в профильных школах и лицеях, там это совершенно оправдано, но общеобразовательные к подобным экспериментам не готовы.

Михаил Смирнов


Просмотрено 7956 раз(а)




Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 7.

Гость 06.03.2009 02:11:13

Сначала - земной поклон учителям. Как А.В. Грищенко удалось собрать такой коллектив - непонятно, но результат отличный.



Как отучившийся 2 последних года в ФМШ 1030 (выпуск 94 года) - считаю ту программу оптимальной. Может быть, не хватало "труда" и НВП - получились бы реально разносторонние выпускники. В предыдущей школе мне повезло, лобзик от циркулярки отличаю - а нынешняя молодёжь, боюсь, будет искать порт мыши на рубанке.

Математика, физика, информатика - понятно, что профильные, и даны прекрасно. Но повезло и с другими предметами.

Если бы Изабелла Михайловна (вела у нас литературу) не приучала нас - неплохих математиков, (само)уверенных в достаточности арифметики, к родному языку - вышла бы какая-нибудь ерунда. А так - всё путём!

Спасибо, Школа!

Меняйся, но разумно!

Министры нынешние - временщики и вредители. Не успеют нагадить - уже смыло.



А тех, кто в 10 классе "забил" на родной язык - жаль. Может, когда и научится читать, думать, понимать и чувствовать - но шансы тают.


Гость 04.03.2009 21:58:50

Бред! Человек должен быть всесторонне образован хотя бы в системе средней школы. Для специализации есть ВУЗы и ПТУ, а также дальнейшая работа.

Апропо, в школе не каждый ребенок может выбрать себе будущую профессию.


Гость 04.03.2009 21:43:23

Люди-машины, люди-роботы, не читающие книг, не умеющие высказатьсвое мнение, описать свои чувства, говорящие на языке I SEEK YOU, Не слишком ли рано отрываете юношей от гармоничного обучения и воспитания. Технократы, инязовцы без души и понимания, без высоких переживаний, без гуманности. От литературы откажутся очень многие.  Как это ужасно, никто и не сможет, не будет в состоянии понять.


Гость 27.02.2009 16:24:34

Не знаю как в 602 школе, но в Лицее (знаю по себе) оно ведется блестяще.


Гость 27.02.2009 14:26:45

насколько я знаю, сейчас образование по индивидуальным учебным планам в Зеленограде ведётся только в 2-ух школах - №1557 и №602.


Гость 27.02.2009 11:40:17

Все зависит от родителей.Насколько они нацелят ребенка на учебу.Нужно проверять уроки,если потребуется-репетиторов нанять,посещать дни открытых дверей в институтах.Дать цель,выбор.И естественно, не давить.


Гость 27.02.2009 01:51:41

Система просто великолепная. Уже в школе появляется то стремление к конкретным знаниям, как в институте.

Я лично занимался в 10-11 классе математикой, физикой и информатикой, на остальные предметы впринципе забивал.

Но именно в этот момент я понял свою технарскую жилку. И в МИЭТе я очень быстро адаптировался.

Так же есть из моего выпуска лингвисты, студенты мед институтов и филологи, которые концентрировались в старших классах на чем то одном.

Главное что бы ученик хотел учиться, а не просиживать штаны за партой.


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             
ВКонтакте Instagram Twitter Facebook YouTube RSS Виджет Яндекса Архив новостей
Профессиональная коррекция почерка и подготовка к школе в ЦКП «Логопед-проф»
ЦКП «Логопед-проф» проводит набор в группы коррекции почерка по уникальной методике и «Школу дошколят».
 Подробнее




Гастроли

Сергей Волчков, «Порнофильмы», «Каспийский Груз», Мария Аронова, Александр Добронравов, Open Kids, Валерий Леонтьев, «Снежная королева»

3D-мюзикл, иеромонах Фотий, Олеся Железняк, Лариса Рубальская, «Щелкунчик», Мария Порошина, Anacondaz, Александр и Екатерина Стриженовы


Фотолента

Мамин день в роддоме

У деревни Крюково. 75 лет спустя


Новости компаний

Самый необычный десерт: состав и вкус зависит только от вашей фантазии!

Ветклиника «Раденис» дарит новогодние подарки


Инфографика

Пикниковые точки в Зеленограде

Зима–2016: катки и лыжные трассы в Зеленограде


Интервью

Иеромонах Фотий: «Люди все время хотят меня в чем-то подловить»

Победитель 4-го сезона «Голос» иеромонах Фотий дал эксклюзивное интервью газете «Будь здоров, Зеленоград!»


Советы экспертов

Профессиональные консультации экспертов АвтоТехЦентра «Грюнберг»

ГИБДД: интернет-консультация


Глазами очевидцев

Ямочный ремонт под снегом

Достучаться до совы


Новости автомира

Столичные власти попросили автомобилистов «переобуться» к четвергу

Водителей собираются лишать прав за три серьезных нарушения в течение года


Рейтинги

Рейтинг АЗС

Рейтинг такси





Реклама на сайте Контакты Вакансии Наши проекты Кнопки