ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

01.05.08 22:17  

«Александр. Невская битва»: отсель грозить мы будем шведам

Кадр из фильма «Александр. Невская битва»

Действие исторического боевика «Александр. Невская битва» происходит в первой половине XIII века. В отличие от классического фильма «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна здесь новгородский князь Александр еще молод и только готовится к главным сражениям своей жизни.

С юга русским землям угрожает огромная армия Батыр-хана, с севера ожидается крестовый поход на Русь шведских рыцарей, в самом Новгороде коварные и корыстные бояре готовят покушение на князя и сдачу города врагам. Жизнь требует от Александра мудрости, храбрости и дипломатии. А лет князю — 20, и он как раз собирается жениться.

Само повествование начинается и заканчивается от имени некоего Андреаса Фон Вердена, вице-магистра ливонского ордена, который притворяется странствующим рыцарем, а на деле — пробирается на новгородские земли со шпионскими целями: крестоносцы ищут пути для воцарения католичества на наших просторах и готовы насаждать его и силой, и подкупом. Но самим им это делать пока неохота, до битвы на Чудском озере, которая, собственно, и была показана в 1942 году в фильме Эйзенштейна, еще далеко. И ливонцы подстрекают к походу на Русь шведов.

В прологе в лесу на рыцаря и его слуг нападают разбойнички, лихие люди, и не сносить бы ему головы, если б не удачно прогуливавшийся поблизости князь Александр со своими людьми. Гостеприимный и радушный молодой князь приглашает Андреаса погостить, здоровье поправить. Вскоре становится ясно, что гость, говорящий Александру: «Давно мечтал с вами познакомиться», лицемерит, да и воевода Миша, эдакий особист при князе, отмечает, что слова у рыцаря лестны, а глаза — рысьи.

 
 
Читайте также
«Железный человек», «Александр. Невская битва», «Однажды в Вегасе», «Хроники Нарнии: Принц Каспиан», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» и «Спиди-Гонщик»
 
 

Собственно, в фильме происходят две больших сечи: в начале лесная, с лихими людьми, тренировочная, так сказать, а в финале — та самая битва на Неве, после которой Александр и был наречен «Невским». Не считая, конечно, разных мелких стычек и поножовщин. Все остальное полезное время картины занимает психологический детектив с патриотическим гарниром. Актер Антон Пампушный, играющий князя Александра Ярославовича, весьма походит внешне на Александра Бухарова в «Волкодаве», а Светлана Башмакова в роли княгини Александры Брячиславны — на Оксану Акиньшину в том же фильме, чтобы там не говорили о ее сходстве с Гвинет Пелтроу и Кейт Бланшетт. А в съемках массовых сцен приняли участие реконструкторы, любители-энтузиасты, создающие оружие и доспехи разных эпох, что придало этим хаотично снятым оператором кадрам определенного натурализма. Режиссер и продюсер фильма Игорь Каленов говорил, что реконструкторов в итоге на съемки прибыло даже в избытке, и многим пришлось отказать в участии.

Среди колоритных персонажей можно отметить потрясающего «божьего человека Яшку» (Нодари Джанелидзе): татары отрезали ему язык, он вроде как повредился умом, что не мешает ему все чувствовать и понимать и даже спасти князя от отравления, пожертвовав собственной жизнью. Другой юродивый, Корнилий (Андрей Федорцов), поющий крамольные куплеты про князя в кабаке и порешенный недрогнувшей рукой воеводы, впечатляет значительно меньше, и дело тут даже не в «замыленности» актера — просто отсыл к «Андрею Рублеву» Тарковского уж слишком очевиден, а Ролан Быков там был несравнимо более впечатляющ. Кстати говоря, в рецензиях с пресс-показов в этой роли почему-то фигурировал юморист Гальцев, что было бы уж совсем странно. Еще один привет классике — это татаро-монгольский посол, говорящий про хана: «Рязань брал, Суздаль брал, и т.п.» — ну, это уже «Иван Васильевич», который меняет профессию. Посол вообще больше похож на бандитскую крышу: мол, ты же понимаешь, князь, что тебе надо победить шведа, — ведь, если проиграешь, рыцари нам твой долг по дани не вернут, и полетит с плеч моя голова. Появляется в эпизоде Богдан Ступка, стареющий князь, поучающий сына, принявшего чужую веру, житейской мудрости — великолепный актер в маленьком эпизоде, ждем осеннего «Тараса Бульбу» с ним в главной роли. А вот друг детства Александра Ратмир, положивший глаз на княжну, — не впечатляет, отважен, но однообразен со своим «Это да», и предсказуем — ясно, что ему суждено быть прощенным и умереть за князя.





Но, несмотря на все эти усилия, то, что обещалось в рекламных роликах, то есть масштабное, эпическое кино на основе важнейших для истории Руси дат, на деле вышло опытом в несколько другом жанре. Все-таки, массовка, натурализм и спецэффекты — это еще не все. Лесная стычка с разбойниками в прологе тянет, в лучшем случае, на лихую драку, но никак не на сражение. А уж финальная битва на Неве, ради которой все и происходит в этом фильме, вообще может впечатлить только совсем неискушенного зрителя. Да и за державу обидно, если ее судьба решалась в таких столкновениях чуть ли не на речном пляже. Понятно, что исход битвы известен из истории: наши победили шведов. Да и финальные титры явно намекают на возможное продолжение. Но тут возникают проблемы уже не только этического, но и более широкого характера: есть «Александр Невский», снятый Сергеем Эйзенштейном. И пусть сам режиссер не считал его удачной работой — это классика, к тому же имевшая огромное значение для подъема боевого духа советского народа в Великой Отечественной войне. Сейчас мы вроде бы ни с кем не воюем — так что пафос патриотический имеет, скорее, прикладное значение. И хотя в обоих случаях очевидна мохнатая рука госзаказа, повторяющий пройденное всегда будет не в самом выгодном положении. Да и надо ли? Если создатели картины хотели ориентироваться на основную аудиторию кино, то есть — молодежь, то зачем все эти психологизмы и разговоры, зритель все равно будет следить за экшном, а его тут маловато для эпика. В то же время, картина получила благословение не от кого-нибудь, а от патриархии и Министерства обороны, и это как раз и настораживает: бюджетные деньги тем и опасны, что их не нужно окупать в прокате, все «распилы» уже все равно сделаны. Так что вслед за «приквелом», которым, по сути своей, и является новый фильм по отношению к классическому, вполне может последовать и римейк. А вот это было бы уже совершенно лишним. И причина тут даже не в исторических параллелях, просто каждый должен заниматься собственным делом: продюсер — продюсировать, а режиссер — снимать кино. Понятно, что кассу первого уикенда делает реклама, но народную молву еще никто не отменял. Тем более, в местах распространения быстрого интернета.

Алексей Коблов


Другие новости культуры
Просмотров: 7637
Теги:



Чтобы комментировать материал, необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Отзывы. Всего 1.

Гость 02.05.2008 13:44:25

Хорошая статья. Отдельное спасибо автору за упоминание о Богдане Ступке.


* Комментарии не по теме, разжигающие межнациональную рознь, противоречащие законодательству РФ или содержащие нецензурную брань, будут удалены!