ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

08.11.19 15:10  

«Преступники знают слабые стороны новых технологий», или Почему полицейские становятся похожи на бухгалтеров

С прошлого года в отделе уголовного розыска зеленоградского УВД действует специальное подразделение по борьбе с «электронными» мошенничествами. О технологических вызовах, которые стоят перед сотрудниками этого подразделения, и о том, как они с ними справляются, рассказал врио замначальника УВД полковник Юрий Гришин.
«Преступники знают слабые стороны новых технологий», или Почему полицейские становятся похожи на бухгалтеров

— Преступники сейчас пошли высокоинтеллектуальные, с хорошо развитой компьютерной подготовкой — особенно в том, что касается интернета, — говорит Юрий Гришин. У них все новые поступления: программы-шпионы, программы замены номера, программы подмены IP-адреса для выхода в интернет. Поэтому и было принято решение о создании специализированного подразделения, в которое вошли наиболее образованные сотрудники, имеющие опыт раскрытия таких видов преступлений.

Чтобы угнаться за преступниками, полицейским постоянно приходится в прямом смысле этого слова учиться. Каждый раз, когда появляется новый способ мошенничества, организуются семинары, на которых столичные правоохранители вырабатывают методику их раскрытия. Специализированные подразделения по борьбе с дистанционными электронными хищениями существуют в составе отделов уголовного розыска во всех окружных УВД Москвы. Начальники этих отделений постоянно на связи друг с другом — для обмена опытом.

Столица вообще находится на передовых позициях по раскрытию дистанционных хищений.При этом львиная доля преступников действует из других регионов. Недавно зеленоградские полицейские вычислили группу злоумышленников из Свердловской области, которые обманули более 30 зеленоградцев, пытавшихся снять квартиру. Примечательно, что мошенники вели свою деятельность также на территории Московской и Ленинградской областей, но попались именно в Зеленограде. После задержания они пояснили, что осознанно не хотели заниматься своим «бизнесом» в Москве, понимая, что в столице выше вероятность быть вычисленными полицией. В Зеленоград же они сунулись по ошибке, так как не знали, что наш город является частью столицы.



При этом статистику раскрытия подобных преступлений положа руку на сердце пока сложно назвать впечатляющей. По данным за 9 месяцев 2019 года в Зеленограде было раскрыто от 15 до 19% таких преступлений (в зависимости от того, по какой статье Уголовного кодекса квалифицировано конкретное деяние). Средние цифры по Москве еще ниже — от 9 до 14%.

— Раскрывать такие преступления по горячим следам сложно, потому что и номер мобильного телефона, и счет, с помощью которых совершаются хищения, как правило, используются недолго и оформлены на подставное лицо — какого-нибудь гражданина, который ведет асоциальный образ жизни и, скорее всего, даже не помнит, для кого он все это оформил, — поясняет Юрий Гришин.

Таких подставных лиц полицейские называют дропами. По словам правоохранителей, купить набор с «левой» сим-картой, привязанной к ней банковской картой и пакетом необходимых для их использования кодов можно всего за несколько тысяч рублей.



Настоящей находкой для мошенников стала IP-телефония, позволяющая им звонить своим жертвам с номеров телефонов, очень похожих на номера служб поддержки крупных банков.

— Что такое IP-телефония? Я могу прийти и сказать, что мне нужен номер 495-500... и потом такие-то цифры. Вопросов нет! — объясняет Юрий Гришин. — Мы до сих пор думаем, что префиксы 495- и 499- — это Москва. Но это давно уже не так. Очень часто это виртуальные номера, на которые даже невозможно перезвонить.

Помогают злоумышленникам и базы персональных данных, которые также можно приобрести в интернете.

— Гражданин смотрит, что ему звонят из банка. А потом еще и называют по имени отчеству, говорят вежливо, просят сообщить какие-то данные, чтобы ему помочь... И при этом, как правило, на фоне слышны какие-то звуки, имитирующие работу колл-центра, как будто это действительно банк, — описывает ситуацию полковник. — Человек сразу тает и все рассказывает, сообщает максимум информации.



Так в несколько мгновений можно лишиться всех своих сбережений, если они сосредоточены в одном банке. Ведь, когда заходишь в мобильный банк — а именно к этому стремятся злоумышленники — получаешь доступ ко всем счетам человека, и, можешь, объединив все средства, разом перевести их на сторонний счет.

Считается, что в группу риска по данному типу преступлений входят пенсионеры. Это так, но на самом деле на уловки злоумышленников люди попадаются независимо от своего социального статуса. Среди потерпевших встречаются и сотрудники полиции. А недавно жертвой мошенников едва не стал замглавы управы района Крюково Эдуард Кирсанов, рассказавший об этом в интервью журналистам. Зеленоградские полицейские ведут статистику, каждый раз отмечая, знал человек, ставший жертвой злоумышленников, о таком виде мошенничества или нет. По словам Юрия Гришина, около 20% потерпевших — знали. Но все равно доверились вежливому «банкиру», «продавцу» или «покупателю» из телефона.

— Раскрытие таких преступлений — кропотливый труд, требующий серьезного анализа, — продолжает Юрий Гришин. — Как правило, преступник не снимает деньги сразу, а делает-делает переводы и потом снимает всю сумму разом в каком-нибудь регионе. Всю эту информацию мы отслеживаем, документируем это все, делаем какие-то выводы. И когда уже собраны все доказательства, выезжаем на место и задерживаем человека.



Для обеспечения работы специализированного подразделения по борьбе с электронными мошенничествами были созданы и специализированные следственно-оперативные группы, за которыми закреплен специальный следователь, занимающийся только данным видом преступлений.

— Это штучный человек, — говорит о таких сотрудниках Юрий Гришин, — который уже набил руку на данных видах мошенничества. Он знает, куда что направлять, где получать и как анализировать. И даже созданы специальные базы, которые анализируют эти преступления и помогают выявлять какие-то совпадения — по региону, по предлогу, под которым совершено преступление. Если это предлог «Сбербанка» — относим преступление к одной группе, если предлог «Авито» — к другой, и каждый дальше по этой линии работает. Ищем преступления, у которых есть между собой совпадения, где есть система. Один и тот же предлог, один и тот же район, перевод на одинаковые приблизительно карточки, одни и те же голоса... Это многогранный процесс — большой анализ.



Нужно ли сообщать в полицию о звонках мошенников в тех случаях, когда человек раскусил злоумышленников? Правоохранители утверждают, что нужно (самый простой способ — сообщить о звонке с такого-то номера в службу «02»). Такой же совет они дают и тем, кто стал жертвой преступников, но не хочет рассказывать об этом из-за стеснения.

— Обращаться надо, — уверен замначальника УВД. — Все эти обращения нам помогут в будущем раскрыть эти и другие преступления. Причем неважно даже, перевел человек деньги или нет. Какие-то следы от звонка все равно остаются. Все это дает нам дополнительную информацию, на основе которой мы проводим свой анализ. Чем больше такой информации, тем проще нам раскрывать эти преступления.

Главная сложность в работе сотрудников уголовного розыска, занимающихся такими мошенничествами, — как ни странно, получение, информации о движении денежных средств из кредитных организаций. Иногда на получение ответов на запросы в банки уходят месяцы.

— Была бы возможность все смотреть в онлайн-режиме — соединение телефонных звонков, движение средств по банковской карте, снятие денег в банкомате — нам было бы проще, — говорит Юрий Гришин. — Но законодатель четко указал правила: как и какую информацию мы можем получить. Допустим, для получения информации из банка это 30 суток. Все думают: вот обманули меня в этом отделении, сняли деньги — приди туда в тот же день да возьми всю информацию, видеозаписи... Но не можем мы так сделать! Даже в тот же «Сбербанк» направляем запрос в Москву, в центральный офис. Они уже отправляют в регион, там рассматривают заявку и пишут нам ответ.



Впрочем, эту проблему в полиции тоже пытаются решить. В Москве создается информационный ресурс, посредством которого правоохранители смогут при необходимости гораздо быстрее получать информацию от всех крупных банков, работающих на территории московского региона. Но пока проблемы остаются.

— Со стороны кажется, что все легко, — продолжает Юрий Гришин. — Наверное, все смотрят сериал «След». Там как: преступник позвонил — а у тебя уже высветилась вся информация, ты побежал куда надо — и преступник у тебя. Я был бы рад, если бы в жизни так все и было. Но не так это, поверьте. Работа кропотливая. Не как в фильмах — совсем не как в фильмах. Зачастую по ящику бумаги у человека уходит, чтобы написать запросы, получить ответы, уточняющие вопросы задать, проанализировать это все... Бумага уходит, как не знаю что. Если зайти в кабинет к нашим сотрудникам по мошенничеству, у них все стены в каких-то там бумажках с цифрами, схемами. Такое впечатление, что попадаешь в какое-то бухгалтерское учреждение, где гора всяких бумаг. Но как раз из этих бумаг потом и складывается основание куда-то выезжать в командировку и кого-то задерживать.




Подготовил Павел Чукаев. Фото Инфопортала


Другие новости происшествий
Просмотров: 6301

Комментарии (12)