ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

02.02.23 18:29  

«Они хотят переименовать не 400-й, они хотят переименовать нас». Мнение

Журналист Инфопортала Павел Чукаев о том, как инициаторы реформы по изменению номеров маршрутов автобусов пытаются отнять у зеленоградцев кусочек их идентичности.
«Они хотят переименовать не 400-й, они хотят переименовать нас». Мнение

Известие о переименовании маршрута 400Э вряд ли стало неожиданностью для зеленоградцев, следящих за новостями города. О планах московских властей провести очередную реорганизацию-оптимизацию — на этот раз в сфере транспорта — и о том, что маршруту 400Э с большой вероятностью достанется новый номер Е41, стало известно больше года назад. Но принять такое решение как окончательное от этого не проще. Весь этот год сохранялась надежда, что проводимая поэтапно транспортная реформа забуксует — тем более, что от жителей районов Москвы, в которые она пришла в первую очередь, и транспортных экспертов поступало немало негативных отзывов о новой маршрутной сети «Магистраль». Но когда оптимизаторы отступали под давлением недовольства жертв оптимизации?

Более того — если год назад говорилось, что внутрь самого Зеленограда «Магистраль» не придет, то теперь речь идет уже о том (пока, правда, неофициально), что зеленоградцам надо готовиться к изменениям не только номеров маршрутов, но и самих маршрутов, а заодно к переименованию некоторых остановок.



В основе реформы, конечно, лежит благая идея — власти Москвы хотят облегчить нам неразумным ориентирование в маршрутах общественного транспорта. А то мы ж даже в эпоху смартфонов вечно не понимаем, как, куда и на чем доехать. Ладно, давайте пару абзацев без иронии! Не сомневаюсь, что авторы реформы совершенно искренне желают сделать жизнь горожан проще и удобнее. Но это желание реализуется с таким размахом и максимализмом, напрочь игнорирующими все знания москвичей о системе общественного транспорта, ассоциации и даже традиции, связанные с конкретными маршрутами автобусов, что невольно начинаешь чувствовать себя лишним в этом городе.

Между тем, система общественного транспорта хранит в себе немало других смыслов, помимо удобства и функциональности. Например, о том, как развивался и складывался город. Это, конечно, не значит, что систему нельзя менять. Можно. Но делать это ради изменений (причем, если говорить о номерах — изменений формы, а не содержания), да еще так масштабно — ломая все, что было, и придумывая заново — как минимум неуважительно к тем, кто этой системой пользуется.

Особое отношение, конечно, должно быть к историческим маршрутам — всем этим «Аннушкам» и «Букашкам», де-факто составляющим нематериальное культурное наследие города. А 400-й маршрут для Зеленограда — именно такой. Я, кстати, намеренно сейчас не разделяю маршруты 400Э и 400 (поостановочный), потому что это, если не братья-двойняшки, то уж точно близкие родственники, и в последнее время именно младший родственник «экспресс» взял на себя функции флагмана зеленоградского общественного транспорта.


Фото Дмитрия Касаткина с сайта fotobus.msk.ru, 2001 год

Да и в масштабах Москвы 400-й — нерядовой маршрут. Существует без малого 60 лет (даже день рождения известен). Несмотря на разрастание «семейства» пронес через десятилетия практически изначальную схему. Наконец, просто является едва ли не главным символом неразрывной связи Зеленограда с Москвой. Надо было в свое время изобразить табличку 400-го вместо фрагмента кремлевской стены на гербе Зеленограда — может, тогда сейчас реформаторы не покушались бы на святое?

400-й — больше, чем маршрут. Это символ, это герой песен и анекдотов, это часть культурного кода зеленоградцев, для которых понятие «400-й» или даже так — четырехсотый — не нуждается ни в каких дополнительных словах и пояснениях, ибо сразу и однозначно вызывает ассоциации с автобусным маршрутом.

Кстати, раз уж упомянул об анекдотах... Мне как отражение эпохи нравится анекдот из 90-х про встречу двух бывших одноклассников-зеленоградцев:

— Ты на чем в Москву ездишь?

— Я на 400-м.

— А я на шестисотом.

Когда в прошлом году мы с Библиотеками Зеленограда в рамках акции «Библионочь» устраивали экскурсию по городу на ретроавтобусе ЛиАЗ-677, ни на секунду не возникло раздумий на тему того, какую табличку разместить рядом с надписью «Зелэкскурсия» — конечно, это было число 400.



Поэтому, когда слышишь о намерении переименовать маршрут 400Э (а вслед за ним и как минимум некоторые другие маршруты этого семейства), возникает ощущение, что собираются переименовать тебя. Нет, серьезно — эти реформаторы, по сути, хотят если не переименовать, то переформатировать всех нас — с нашими знаниями о городе (и Зеленограде, и Москве), о том, как устроен он и его система транспорта. Мне кажется, дай им волю, они бы и к именам горожан добавили по несколько букв, обозначающих округа, в которых те живут. И были бы мы тут все ЗелСмирновыми, ЗелАнтоновичами и ЗелЧукаевыми. Нет, а что?! Удобно же по имени человека сразу понять, где он живет и есть ли у вас, например, общие темы для разговора на этой почве.

Любую идею легко довести до абсурда методом утрирования, скажет скептический читатель. Хорошо, давайте утрем лирические сопли и посмотрим на проблему с чисто практической стороны.

Любой зеленоградец чуть ли не с молоком матери впитывает знание о том, что автобусы 400-х маршрутов связывают Зеленоград с Москвой. Скорость выделяющегося этим качеством 400-го экспресса ярко и понятно подчеркивает буква «Э», а буква «Т» удобно ассоциируется со станцией метро «Тушинская», к которой он следует. Если очень неймется, можно для единообразия добавить какую-нибудь букву к номеру 400-го поостановочного, а для исключения букв, не совпадающих с латиницей, заменить «Э» на «Е» в номере «экспресса» (и даже переставить ее вперед).



Но как зеленоградцам упростит ориентирование в маршрутах общественного транспорта появление автобусов Е34 и Е41? Из номера Е34 понятно, что он едет в некий 3-й сектор Москвы, а Е41 — в четвертый. Для того, чтобы разобраться в этих секторах, видимо, придется как минимум первое время носить с собой инфографику с дешифровкой системы «Магистраль». Зеленоградцы, конечно, разберутся и запомнят — в городе живут неглупые люди. Но они, по-моему, и сейчас ни в чем не путаются. 400-х маршрутов у нас четыре и едва ли когда-то будет в разы больше — запомнить несложно. А представить, что кто-то по ошибке уехал вместо «Ховрино» на «Тушинскую» или вместо «Сходненской» на «Речной вокзал», наоборот, трудновато.

Идею конкретных номеров Е34 и Е41 немного дискредитирует и комичное уравнение в экспрессном статусе нынешних маршрутов 400Э и 400Т. Хотя любому пассажиру понятно, что автобус-экспресс на Пятницком шоссе — это оксюморон.

Кроме того, на внутригородских маршрутах уже сейчас используются номера маршрутов вплоть до 32-го, и как раз их число наверняка будет расти (хотя, конечно, мы не знаем, какие изменения авторы «Магистрали» готовят для зеленоградцев на внутригородской сети). Дальние 400-е маршруты сейчас выгодно отличаются от внутренних трехзначностью своих номеров. Когда произойдет «наслоение» нумерации внутренних и внешних маршрутов, это вряд ли добавит удобства ориентирования, за которую так радеют реформаторы. А ситуация, при которой в Зеленограде будут маршруты Е34 — до «Тушинской» и С35 — до поликлиники в каком-нибудь 28-м микрорайоне, который возведут, например, вторым ярусом над «Жемчужиной Зеленограда», выглядит куда более вероятной, чем критичное для запоминания разрастание семейства 400-х маршрутов.


Инфографика с сайта transport.mos.ru

Давайте для объективности попробуем посмотреть на вопросы и с московской стороны. Аспект первый. Сейчас некоторое количество москвичей так же, как и зеленоградцы, знает, что автобусы 400-х маршрутов следуют в Зеленоград. Число 400 на табло — хоть у «Ховрино», хоть у «Тушинской» — четко и заметно выделяет такие автобусы среди внутримосковских и подмосковных. Если же пассажир, следующий в Зеленоград, не знает номера нужного маршрута, то, каков этот номер, значения не имеет — ему в любом случае придется найти его в своем смартфоне (или с помощью какого-то другого инструмента навигации) и запомнить. 400Э это будет или Е41 — для пассажира без разницы. Номера Е34 и Е41 сами по себе не содержат никакого указания на Зеленоград и при этом их использование рядом с условными Е42 и Е33 сотрет отличие между зеленоградскими маршрутами и внутримосковскими экспрессами. Этак ненароком можно и уехать из Ховрино в Зеленоград вместо какого-нибудь Бусиново.

Аспект второй. Возьмем для примера хорошо знакомое зеленоградцам метро «Ховрино», к которому прибывают автобусы 400Э. Сейчас там целый «зоопарк» из номеров маршрутов: 200, 283К, 345, 465, 559, 892К, 1195… Это только часть маршрутов, причем половина из них — областные. До последних московские реформаторы точно не дотянутся, то есть «зоопарк» в любом случае сохранится (в том числе, восхитительные номера маршрутов 1274к и 1274кэ!) — и здесь, и в других местах Москвы, куда заходят подмосковные автобусы. При этом, если первая цифра всех московских маршрутов будет отражать номер сектора города, в котором они работают, то выходит, что вместо 200, 400Э, 559 и т.д., в «Ховрино» будут сплошные номера, начинающиеся с четверки. Во-первых, это вряд ли поспособствует запоминанию и ориентированию лучше, чем непохожие друг на друга номера. Во-вторых, какая полезная информация в таком случае будет заложена в их номерах? «Здравствуйте! Вы приехали в четвертый транспортный сектор Москвы»?! И как это поможет ориентированию?



Наверное, такой прием будет удобен в центре — чтобы по номеру понимать, в какой примерно район города идет тот или иной автобус. Но маршрутов «центр–окраина» явно не так много в общей массе, а большинство пассажиров либо не заезжает в центр, либо делает это на метро. Внутри же секторов первая цифра становится абсолютно бесполезной, поскольку начинающиеся с нее номера там будут иметь практически все автобусы.

Перенумерация всех маршрутов актуальна для тех, кто смотрит на картину в целом — например, чиновников и реформаторов — чтобы по номеру маршрута сразу понимать, о каком примерно районе города идет речь. К потребностям реального пассажира на остановке эти игры в сектора не имеют практически никакого отношения, то есть «стройная» новая система в принципе не выглядит однозначно удобнее «кривой» старой. А ведь помимо этого важно и то, что старая система уже многим знакома, а новую — всем еще предстоит выучить, и сколько путаницы это породит — страшно представить.

И зачем тогда это всё?! Зачем начинать всё с нуля и пытаться стереть память миллионам пассажиров? А еще, конечно, — что делать? (Вопросы «кто виноват?» и «сколько денег потрачено на эту реформу?» оставим более пытливым умам.) Мой ответ на вопрос «что делать?» очень прост — оставить систему нумерации зеленоградских маршрутов в покое, не пытаясь привести ее к единым московским стандартам «для удобства пассажиров». Вообще, все эти попытки «москвализации» Зеленограда порядком утомили. Благодаря им в городе уже утрачено единство адресной системы (я про удивительные адреса в 17-м микрорайоне), переименовано множество учреждений — не всегда к удобству горожан (ярчайший пример — КЦ/ДК), едва не оказалось утрачено историческое название станции Крюково… Теперь вот еще автобусной реформы не хватало. Первые заходы по этой теме, кстати, уже предпринимались, когда к номерам зеленоградских автобусов пытались зачем-то добавить букву «З» с дефисом — сложно придумать что-то более нелепое визуально и абсурдное по смыслу.



При этом не хочу, чтобы в слове «москвализация» кому-то послышались сепаратистские нотки. Нет, Зеленоград — плоть от плоти часть Москвы — обсуждать тут нечего! Но часть Москвы особая и обособленная. Как мужчине не подойдет женское платье, так и Зеленограду подходят не все московские «одежи». И не надо пытаться на нас это платье напялить! Наверняка в маршрутной сети зеленоградских автобусов есть что улучшить. Но это должны решать специалисты! Специалисты, а не просто реформаты-максималисты с замашками строителей нового мира! Сеть эта исторически сложилась как обособленная от Москвы, номера внутризеленоградских автобусов (какими бы они ни были) никак не влияют на удобство ориентирования московских пассажиров, а 400-е маршруты имеют очень удачные с этой точки зрения номера, одновременно являясь важным символом Зеленограда. Очень хочется надеяться, что реформаторы от транспорта все-таки сосредоточатся на Москве. Наверняка у них и там найдется немало работы.


Павел Чукаев

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции


Другие новости
Просмотров: 19395

Комментарии (53)

..