Важно
Тор 10
«Архнадзор» выступил против сноса вокзала на станции Крюково
Вокзал на станции Крюково. Фото Инфопортала, архив
Общественное движение, защищающее памятники истории и культуры, призвало РЖД сохранить пассажирское здание железнодорожной станции в Зеленограде, которое собрались демонтировать после реконструкции в рамках проекта МЦД.
23 декабря на сайте «Архнадзора» разместили статью «» (первоначально она была опубликована под заголовком «Круши историю») историка транспорта Юрия Егорова. В своей публикации Егоров привел справку об истории станции Крюково и ее архитектурных сооружений, а также перечислил другие случаи уничтожения исторических объектов, имевших место в последние годы на Октябрьской железной дороге.
По данным, которые приводит Егоров, проект вокзала, построенного в 1950 году на станции Крюково, был разработан «одним из известнейших архитекторов-транспортников» Игорем Явейном для Московско-Курской железной дороги, но в итоге попал и на ОЖД. «В истории проектирования таких вокзалов важно отметить две ключевые вещи. Первая: несмотря на страшную разруху и бедность, только что победившая [в войне] страна нашла возможность пригласить для восстановления железных дорог не только лучших инженеров, но и ведущих архитекторов. И вторая: эти архитекторы нашли силы и возможности построить не просто функциональные вокзалы, но сделать это красиво, на века. И действительно, страна разрушена, все бы прекрасно поняли, увидев вдоль железных дорог простые утилитарные коробки вместо вокзалов. Так и случилось, но спустя десять с небольшим лет и совсем по другой причине. А пока победившая страна заранее, с прицелом на будущее, строила такие вокзалы, которые будет не стыдно показать потомкам, никогда не видевшим ни войны, ни разрух», — говорится в статье.
Автор публикации признает, что вокзал является типовым и встречается на других станциях. Но именно для станции Крюково это здание является историческим, так как «ничего более раннего здесь не сохранилось и появление этого небольшого аккуратного вокзала оставляет свой исторический след в ее современном облике», подчеркивает Егоров.


В конце статьи историк призывает руководство РЖД и Октябрьской железной дороги прекратить «уничтожать свою собственную историю». «Давайте остановимся хотя бы на отдельно взятой станции Крюково и выполним то, что уже и так решили, еще когда составляли проект реконструкции: сохраним небольшой исторический вокзал работы Игоря Явейна (именно исторический, так как вся более ранняя история этих мест погибла в огне 1941-го года) — тем более, что никаких действий, кроме отмены непонятно откуда взявшегося распоряжения о его сносе не потребуется, все уже сделано и предусмотрено заранее. Вокзалу станции Крюково — быть!» — говорится в статье.
Добавим, что проект реконструкции станции Крюково в рамках строительства МЦД и ВСМ не предусматривает снос вокзала. Пассажирское здание на Привокзальной площади не включено в границы проекта и не мешает проведению работ. Однако в конце 2022 года о намерениях РЖД демонтировать здание после окончания работ по реконструкции станции, так как после строительства перехода-конкорса необходимость в использовании старого вокзала для обслуживания пассажиров отпадет. Мотивируя свое решение, в РЖД заявили, что здание 1950 года не отвечает современным требованиям и не имеет официального статуса объекта культурного наследия. Отметим, что в 2020–2021 годах здание ремонтировалось и перекрашивалось, что тогда намерением вернуть ему исторический облик. Теперь вместо вокзала РЖД собирается установить на Привокзальной площади паровоз на постаменте, хотя первоначальный вариант реконструкции станции его появление рядом с существующим пассажирским зданием.
«Архнадзор» — общественное движение, организованное в 2009 году активистами для защиты исторических объектов. Оно ведет Красную и Черную книги находящихся под угрозой и утраченных исторических зданий, проводит акции и публикует материалы для привлечения общественного внимания к проблеме сохранения исторического наследия.
Другие новости




Подписка на рассылку





