ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

06.07.15 14:02  

Груз — к досмотру

Груз — к досмотру Фото Василия Повольнова, Инфопортал

В окрестностях Зеленограда действует один из крупнейших в московском регионе таможенных постов, работающих со скоропортящимися продуктами. Журналисты Инфопортала побывали там, чтобы проследить за «растаможкой» чилийских груш, а заодно узнали, ведется ли борьба с товарами, попавшими под санкции, как перевозчики пытаются обмануть таможенников и почему последним не о чем говорить с водителями фур.

Зеленоград, хоть и входит в состав Москвы, является главной «резиденцией» Московской областной таможни. Офис ведомства расположен в Южной промзоне, а таможенные посты, на которых, собственно, и проверяется ввозимый в страну товар, разбросаны по всему Подмосковью: от Дубны до Ступино. Два таких поста расположены в окрестностях Зеленограда: Сходненский — в Черной грязи, Ленинградский — между Черной грязью и Пикино.

Со скоропортящимися продуктами (но не только с ними) работают как раз на Ленинградском посту. Он базируется на территории склада компании «Автологистика», на которой соседствует с еще одним постом — Пикинским. Тот, правда, относится к Акцизной таможне, а не к Московской областной. Это две разных организации внутри одного ведомства — примерно как ГИБДД и обычная полиция в структуре МВД. Акцизная таможня, как не сложно догадаться по названию, работает только с товарами, на которые установлены акцизы — в частности, с автомобилями, алкогольной и табачной продукцией.



Впрочем, сосредоточимся на деятельности Московской областной таможни.

Весь таможенный контроль делится на фактический и документальный. Занимаются ими разные специалисты: одни осматривают грузы, другие — работают с документами. Все таможенные документы унифицированы в соответствии с Конвенцией международных перевозок грузов, поэтому ни таможенникам, ни водителям фур вовсе не надо быть полиглотами, чтобы общаться друг с другом — вся необходимая информация изложена в бумагах. А на вопросы, которые могут возникнуть у таможни, должен ответить грузополучатель или представляющий его брокер.

Все международные перевозки сопровождаются электронной системой, благодаря которой таможенники могут отслеживать его перемещение в пространстве по ключевым точкам: в частности, система фиксирует прохождение груза через границу и его поступление на таможенный пост.



Пока кабинетные таможенники занимаются проверкой и оформлением документов, машина отправляется в зону таможенного контроля. Въезжая в эти ворота, грузовик проходит также сквозь «рамку» системы «Янтарь», осуществляющей радиационный контроль. Если вдруг машина или груз «фонят», на склад вызывается специальная мобильная группа, которая разбирается, что является источником этого излучения и опасно ли оно для человека.


Зона досмотра Ленинградского таможенного поста состоит из двух складов: холодильника с двумя «гейтами» для грузовиков (на фото слева) и более вместительного обычного. Именно наличие склада-рефрижератора позволяет Ленинградскому таможенному посту работать со скоропортящимися продуктами. Куда именно выгружать товар сотрудники таможни решают в зависимости от погоды и специфики продукта. В жару или в мороз фрукты, овощи или цветы лучше спрятать в холодильник, а, допустим, при +10 можно проверить и на обычном складе. К выбору подходят серьезно, ведь если в ходе проверки товар испортится, таможенникам придется за это отвечать.


Проверка грузов бывает двух видов: фуру можно осмотреть или досмотреть. Досмотр — более серьезная процедура — тоже может быть разным: 10-ти, 50-ти или 100-процентным. При досмотре определенный объем груза вынимают из фуры, взвешивают, проверяют содержимое каждой упаковки из этого объема, наличие маркировок и так далее.

Какие именно грузовики осматривать, а какие — досматривать, решает специальный аналитический отдел, работающий в Зеленограде. Его, в свою очередь, контролирует координационный отдел управления ФТС по Центральному федеральному округу. Инспектор, непосредственно осуществляющий проверку, получает информацию о форме и объеме контроля, назначенного конкретной фуре, по электронной системе. Досмотру подвергаются не более 5 процентов всех машин, проходящих через таможенный пост, — примерно такой же подход к работе исповедуют таможенные органы стран Евросоюза. Остальные фуры проходят контроль в упрощенной форме.


Впрочем, тут надо сделать две оговорки. Во-первых, есть еще одна, неочевидная, форма контроля: еще при пересечении границы грузовики, не открывая, просвечивают на рентген-установках, так что незаметно ввезти в страну слона, заложив его коробками с яблоками, не получится (а до поста, машина едет со специальной пломбой). Во-вторых, даже при обычном осмотре инспектор в случае возникновения каких-либо подозрений имеет право выгрузить и взвесить товар или его часть.

Одним из самых распространенных нарушений при перевозке грузов является недостоверное декларирование. Допустим, предприниматель декларирует, что везет в 20-тонной фуре 5 тонн дорогого продукта и 15 тонн дешевого. А на самом деле дорогого продукта оказывается больше — соответственно, должны возрасти и таможенные пошлины. Еще один способ обмана — завышения веса упаковки — по сути, это частный случай предыдущего примера. Все эти хитрости пытаются пресекать работники таможни.


В момент визита на склад корреспондентов Инфопортала таможенный инспектор осматривал фуру с польскими номерами, которая привезла из Гданьска чилийские груши, поставляемые в Россию экспортером из Голландии. Нарушения санкционного режима в этом нет: ключевым фактором является место происхождения товара, а Чили под санкции нашего государства не попало. В рамках осмотра таможенник попросил выгрузить одну палету (поддон) и взвесил сначала ее, а затем — отдельно одну коробку с грушами.


Транспортировка фруктов — это целая технология. Из Чили груши выехали зелеными и постепенно дозревали в течение того месяца, что плыли на корабле из Южной Америки в Европу, а затем ехали в грузовике в Россию. В Москве их, скорее всего, поместят в специальную камеру, чтобы они окончательно дозрели. Кстати, помимо таможенного контроля фрукты, овощи и цветы проходят еще и фитосанитарный контроль. Для этого рядом со складом оборудована мини-лаборатория Всероссийского центра карантина растений, проверка в которой позволяет не допустить на прилавки продукты, пораженные вредителями, зараженные инфекциями и так далее.


Как уже упоминалось выше, на Ленинградском таможенном посту работают не только со скоропортящимися, но и с другими товарами. Параллельно с фурой с грушами пришел контейнер с отделочными материалами из Израиля. По нему электронная система выдала 100-процентный досмотр. Тут инспектору придется попотеть: в контейнере товары нескольких десятков наименований — каждый необходимо отыскать по артикулам, сверить их с документами, проверить количество товара и так далее. Это работа может занять полдня.



Если что-то с товаром окажется не так, он может застрять на таможне. Причин для этого множество: запрещенный к ввозу состав продукта, превышение указанной в декларации массы груза, попытка ввоза товара, находящегося под санкциями и так далее. Есть и неочевидные для обывателя причины. Например, производитель имеет право уполномочить на ввоз своей продукции в России определенные компании. И если вы по своей инициативе поедете за границу и купите там товары этого производителя, чтобы затем перепродать в нашей стране по ценам ниже, чем в официальных магазинах держателя марки, вас наверняка «завернут» на таможне. Это один из аспектов работы таможенников по защите интеллектуальной собственности.

Дальнейшая судьба товара, застрявшего на таможне, может быть разной: от утилизации до реэкспорта, то есть отправки обратно. Впрочем, все эти процессы сопряжены с большим количеством бюрократических процедур, многие из которых не зависят от таможни, поэтому иногда товар застревает на складах даже не на месяцы, а на годы.



Ну, а если все прошло гладко, что бывает в большинстве случаев, то грузовик отправляется в так называемую зону выпущенного транспорта, где вправе находиться до 10 часов вечера того же дня, то есть до того момента, пока фурам можно будет выезжать на МКАД. Для удобства водителей рядом со складом находятся туалеты и магазин. В свободное время они по мере возможностей организуют свой быт и досуг. Таможенники рассказывают, что здесь нередко можно увидеть дальнобойщиков, усевшихся в кружок, чтобы покурить кальян, или белье, развешанное прямо на кабинах грузовиков. Ну, а многие водители, конечно, предпочитают просто отсыпаться в своих кабинах.

В день через Ленинградский таможенный пост в Пикино проходит более 1800 многотонных грузовиков.


Текст Павла Чукаева, фотографии Василия Повольнова


Другие новости
Просмотров: 6139

Комментарии (18)

.