ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

21.11.19 10:52  

«Зато Варламов будет доволен». Что думают эксперты о переименовании станции Крюково

В опросе Инфопортала более 80% читателей высказались против переименования станции Крюково. А что думают по этому поводу эксперты? Редакция обратилась к историкам-краеведам и транспортным специалистам, чтобы они высказали свои мнения относительно намерений РЖД и правительства Москвы.
«Зато Варламов будет доволен». Что думают эксперты о переименовании станции Крюково
Станция Крюково на рубеже XIX и XX веков


Алексей Вульфов
председатель ВОЛЖД (Общества любителей железных дорог)

— Названия станций являются таким же историческим достоянием, как сами станции. Например, со станцией Крюково связана не только история сооружения первой русской ж/д магистрали, но и оборона Москвы в 1941 году. Эти названия, как и названия платформ, стали мемориальными, вошли в жизнь людей как некая легенда, много значат, особенно для коренных жителей Москвы и Московской области.

Что касается «удобства для навигации пассажиров», то большинство пассажиров ориентируется по существующим привычным названиям, и переименование внесет, на мой взгляд, больше путаницы, чем удобства, особенно на первых порах, как это бывает всегда. Помимо всего, это потребует и переделки большого количества документации, объявлений в поездах и т. п. В этой связи я высказываюсь против переименования не только Крюково, но и других станций.


По теме


Юрий Егоров
координатор общественного движения «Архнадзор», историк железнодорожного транспорта

— Ход мыслей «переименователей» мне в общем понятен: станция Крюково, а город — Зеленоград — нелогично. Тем более, есть еще платформа Зеленоградская на Ярославском направлении, причем ее название — тоже историческое, идет еще с 1930-х годов. То есть это обычное желание убрать двойственность и привести все к одному стандарту.

Но в случае Зеленограда/Крюково все не так просто — здесь переименование приведет к утрате исторической идентичности. Станция получила свое название по населенному пункту, существовавшему задолго до появления железной дороги — название Крюково известно еще с XVI века. Сейчас таких деревень уже нет, имя Крюково осталось только в названии городского района и ж/д станции. Есть и другая причина известности этого названия — в связи с событиями 1941 года, когда через станцию Крюково пролег один из рубежей обороны Москвы. Кстати, вопрос: известны ли все эти факты сторонникам переименования и особенно составителям списка новых названий для станций?

Поэтому в данном случае название Крюково — это историческая память этих мест, историческая идентичность, если хотите. Ввиду отсутствия самого объекта — поселения с таким именем — название становится особенно важным. Поэтому, понимая необходимость ряда предложенных переименований, в случае со станцией Крюково считаю необходимым сохранить историческое название — тем более, что за полвека лет существования города Зеленограда никаких проблем эта двойственность не вызвала.


По теме


Александра Алферова
краевед, автор диссертации о социокультурной среде Зеленограда

— Среди многих составляющих своеобразия уникального города-округа столицы Зеленограда важно отметить особенности сохранения исторической памяти территории, на которой он возник. Топонимика как наука, изучающая географические названия местностей, является существенным звеном исторической памяти общества в целом, и конкретного локального сообщества в частности. Именно в ней скрыт огромный пласт информации о прошлом. Термин «топоним» в переводе с греческого языка означает «имя места», которое дается для того, чтобы как-то выделить, отличить его от других. Но с течением времени название может стать не только условным, вспомогательным средством для ориентации, а определяющим символом, имеющим существенное значение для местного сообщества.

Таким является и название Крюково, обозначающее целый исторический пласт, отражающее одновременно историю развития местности и память о более позднем периоде — событиях начала контрнаступления под Москвой в декабре 1941 года. Городское сообщество, сформированное как людьми, приехавшими из различных уголков страны, так и автохтонным (то есть местным) населением, имеет свои сложившиеся патриотические традиции, сформированные под влиянием концепции Зеленограда как города будущего и одновременно «города-памятника». Эти традиции являются своего рода отражением Духа места.


По теме


Георгий Красников
путешественник, транспортный блогер

— У меня к идее массового переименования остановочных пунктов двоякое отношение. С одной стороны, хорошо, что наводится некий порядок в путанице с названиями, ведь станции и платформы назывались в давние времена, многие — когда те места еще и Москвой не были. В случае с Крюково логика тоже понятна — сейчас незнакомый с географией человек, которому надо в Зеленоград, просто не поймет, куда ему ехать. С другой стороны, топонимы — это часто уже своего рода достопримечательности. А станция Крюково появилась намного раньше города Зеленограда — вместе с первой российской железнодорожной магистралью Петербург–Москва в 1851 году.

Помнится тем, что в названиях станций нет имен городов, в которых они находятся, возмущался [блогер] Варламов, — мол, это путает впервые попавшего на них человека. Зато теперь он будет доволен порядком. Но на самом деле такие несовпадения на железной дороге встречаются нередко, причем не только в России, и обычно не вызывают больших проблем. В нашей стране это, например, города Кимры и станция Савелово, Кропоткин и станция Кавказская, Находка и станция Тихоокеанская, Усть-Кут и станция Лена. Из заграничных городов можно вспомнить Буэнос-Айрес, где все вокзалы называются по-своему, или Дели и Калькутту, где главные вокзалы имеют оригинальные названия, и при этом в них есть станции с названиями, совпадающими с именами городов, но они более мелкие.

В случае с Крюково в качестве компромисса для сохранения истории я бы предложил двойное название — «Зеленоград–Крюково» или «Крюково (Зеленоград)», тем более, что фактически это не единственная станция в черте города.


По теме


Иван Белоусов
редактор группы «Ленинградское направление» в сети «ВКонтакте»

— В вопросе переименования станции Крюково в Зеленоград нужно быть максимально деликатным. С одной стороны, у нас есть устоявшаяся топономика, станция имеет это название с момента открытия железной дороги, Крюково отражено в событиях ВОВ и в фольклоре; с другой стороны — необходимость приведения к единому знаменателю названий станций с населенными пунктами, в которых они расположены.

Нужно понимать, для каких целей это делается, и удобнее ли это станет для большинства? Цели понятны: город и одноименная станция в нем — удобство в навигации для впервые приезжающих. Но их число в общем пассажиропотоке — на уровне статистической погрешности! В то же время, как показывают опросы, большинству местных жителей нравится действующее название, и их процент в пассажиропотоке значителен. В итоге получается как-то недемократично. Никто не мешает на схемах и в звуковых объявлениях сообщать, что это станция Крюково и город Зеленоград, объявляют же — «Москва-Пассажирская, Ленинградский вокзал».

И на десерт. В случае переименования станции Крюково в Зеленоград не станет ли вводить в заблуждение пассажиров наличие платформы с созвучным названием Зеленоградская на Ярославском направлении, особенно если учесть, что путь к ним начинается практически с одной отправной точки — станции метро «Комсомольская» и ехать примерно столько же?


По теме


Научный сотрудник одного из московских музеев, попросивший не называть свое имя в публикации

— Такие решения, как переименование остановочного пункта, особенно крупного, особенно на важной исторической трассе, относятся к разряду знаковых. При их принятии необходимо широкое общественное обсуждение, учет мнения историков и краеведов, оглядка на опыт — удачный и, в особенности, неудачный.

Исторически подвергались переименованию, как правило, неблагозвучные или «идеологически неверные» названия. В случае со станцией Крюково вопрос в этой плоскости не стоит. В ходе опроса местные жители четко обозначили свою позицию: отсутствие необходимости переименования даже в практическом, бытовом отношении. Город никогда не замыкался пределами станции, есть и иные пути подъезда к Зеленограду, которые никак не соотносятся со станцией. Таким образом, станция Крюково не может являться единственным въездом в Зеленоград и целиком и полностью город «презентовать». Кроме того, пытаясь уйти от мнимой путаницы «Крюково–Зеленоград», можно создать условие для вполне реальной путаницы с платформой Зеленоградская на Ярославском направлении.

В бытийном же плане переименование станции видится серьезной ошибкой. Уйдет название — уйдет тот шлейф смыслов, который за этим названием закреплен. Все упрощается и сводится к истории города — с 1958 года, фактически перечеркивая столетие истории этой местности как поселка при станции, которая наследовала имя еще более раннее — впервые топоним упоминается в летописях XVI века, восходя к русскому некалендарному имени Крюк. Историк Веселовский предполагал, что название может быть связано с именами бояр Ивана и Бориса Крюков, живших на рубеже XIV—XV веков.

О станции Крюково писали Марина Цветаева, многократно бывавший здесь Чехов, именно станцию Крюково проезжали и видели многочисленные путешественники, в том числе люди знаменитые. Особые опасения вызывает сохранение памяти о событиях осени-зимы 1941 года. В случае переименования тот шлейф значений, который закреплен за названием Крюково, окажется затертым и утраченным и для проезжающих по железной дороге, и для следующего поколения местных жителей.

Академик Лихачев о своем знаменитом письме «О памяти» писал, что она должна быть проявлена визуально — и в мемориальных досках, и в памятниках, и в книгах,и, безусловно, в топонимах как в неких ощутимых знаках истории и памяти. Погоня за сиюминутным (и сомнительным!) удобством в таких вопросах недопустима. Компромиссным решением может быть двойная номинация : Крюково (Зеленоград), и желательно — именно в такой последовательности.


Результаты опроса. Скриншот из группы Инфопортала в сети «ВКонтакте»


Другие новости транспорта
Просмотров: 13189

Комментарии (110)