ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

01.11.21 18:35  

К 170-летию станции Крюково. 15 железнодорожных фактов о Зеленограде

1 ноября 1851 года была официально открыта ж/д магистраль, связавшая Петербург и Москву, а вместе с ней — станция Крюково. К юбилею легендарной станции с легендарным названием Инфопортал подготовил подборку интересных фактов из истории зеленоградской земли, связанных с железной дорогой.
К 170-летию станции Крюково. 15 железнодорожных фактов о Зеленограде
Станция Крюково в 1910-е годы. Фото из архива Музея Зеленограда

1. Крюково — одна из двух старейших станций Москвы

В момент открытия железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом станций и остановочных пунктов на ней было гораздо меньше, чем сейчас. Между Крюково и Петербургским вокзалом в Москве была всего одна промежуточная остановка — в Химках. Все эти Рижская, Останкино, Петровско-Разумовская, далее везде появились значительно позже. Так как линия до Петербурга была первой железной дорогой Москвы, выходит, что станция Крюково в Зеленограде — одна из двух старейших ж/д станций на современной территории Москвы (наряду с Ленинградским вокзалом).

2. Школьное озеро — на самом деле не озеро, а пруд для заправки паровозов

Водоем на реке Сходня в 10-м микрорайоне, который мы привыкли называть Школьным озером, имеет искусственное происхождение. Его создали в середине XIX века для заправки водой паровозов, возивших поезда между Петербургом и Москвой. Построенная из карельского гранита плотина, которая перекрыла течение Сходни, цела до сих пор. Это — одно из самых старых сооружений на территории Зеленограда (старше нее только Никольский храм, освященный в 1827 году). Несколько лет назад депутат Титов даже предлагал присвоить ей статус объекта культурного наследия, но, кажется, дальше этого предложения дело не пошло. В районе нынешней спасательной станции на Школьном озере находилась водокачка, которая дала первое название этому водоему. А рядом — домик, в котором, по всей видимости, жил работник, обслуживавший насос. Отсюда вода доставлялась на станцию Крюково по чугунным трубам, остатки которых, говорят, можно было увидеть в 10-м микрорайоне до 70-х годов. К слову, водокачка «увековечена» и на гербе района Силино, на территории которого находится Школьное озеро. А парк у водоема несколько лет назад предлагали назвать Николаевским — в честь дореволюционного названия железной дороги между Москвой и Петербургом.


Водокачка (небольшое круглое здание в левой части снимка) на пруду в поселке Крюково и дом при ней, 1950-е годы. Фото из архива Музея Зеленограда

Плотина на Школьном озере. Фото Инфопортала, архив

3. В Крюково останавливались Александр II и Ленин

1 сентября 1858 года на станции Крюково высадилась из поезда семья императора Александра II, направлявшаяся в Ново-Иерусалимский монастырь. Крюково в то время было популярным пересадочным пунктом на пути в Воскресенск, как тогда называли Истру. Тракт до Нового Иерусалима проходил через Андреевку и Жилино. Таким же маршрутом через Крюково неоднократно следовал Антон Чехов.

Визит Ленина на станцию Крюково не связан с паломничеством к «святым местам». Зимой 1920–1921 годов вождь пролетариата возвращался в Москву со станции Подсолнечная (сломались его автосани) в теплушке товарного поезда. Для набора воды и дров для паровоза поезд остановился в Крюково. Во время заправки паровоза с Лениным успел пообщаться председатель Крюковского месткома железнодорожников Степан Белов, который и сохранил для нас воспоминания об этом событии.

4. В здании вокзала станции Крюково раньше стоял иконостас

Конечно, речь не о современном вокзале, а об одном из тех деревянных зданий, которые стояли рядом с платформами по обе стороны железной дороги на заре ее существования. «Против каждого вокзала были устроены круглые палисадники, огороженные низким заборчиком из белых столбов, соединенных железными трубами, — вспоминал один из крюковских старожилов. — Подъездные пути к вокзалам уложены булыжником, для лошадей были устроены коновязи из рельс. [...] Освещались вокзалы, служебные помещения и стрелки керосиновыми лампами. На вокзале на московской стороне стоял иконостас, и каждую субботу проводились богослужения».


Станция Крюково в середине XIX века. Фото Иосифа Гофферта из альбома «Виды Николаевской железной дороги», вышедшего в 1864 году

5. В начале XX века крюковских детей возили в школу на поезде

Начальная школа появилась в Крюково только в 1908 году. До этого ребят возили в клинскую школу в специальном «вагоне-карете» (как они его называли), который цепляли к товарном поезду. «Поезд останавливался около двух будок, собирая учеников. Так же учеников доставляли и после уроков домой. Позже ученики, закончившие начальную клинскую школу, ездили в Москву и ходили в Горетовское министерское училище», — вспоминал в своей статье 1972 года крюковчанин А.И. Шишков.

6. По территории современного Зеленограда раньше проходила еще одна железная дорога

Как минимум с начала ХХ века существовала узкоколейная линия, связывавшая Крюково с окрестностями Ржавок и Льялово, откуда на станцию доставляли торф и дрова. Как пишет зеленоградский краевед Александра Алферова, линия узкоколейки проходила по территории современного 10-го микрорайона и недалеко от нынешнего Филаретовского храма, а затем пересекала Крюковское шоссе (ныне — Панфиловский проспект), Березовую аллею и Петербургское шоссе. В лесу за кинотеатром «Электрон» вдоль дорожки, ведущей в сторону поселка Ржавки (ВНИИПП) до сих пор можно видеть остатки насыпи от этой узкоколейки.

7. До конца 40-х годов в Крюково существовал круг для разворота паровозов

Поворотный круг использовался как минимум с начала ХХ века и до конца 1940-х годов, когда паровозы на Ленинградском направлении начали заменяться электровозами, имевшими две кабины. Вот как вспоминала об этой железнодорожной достопримечательности поселка Крюково М.В. Сидельникова-Дементьева, чьи детские годы прошли в Крюково: «Он был идеально круглой формы, размером примерно в полтора–два раза длиннее паровоза, с двумя длинными и толстыми симметрично расположенными шестами-оглоблями. Посередине этого круга — рельсы, по которым на круг въезжал паровоз, очень медленно и тихо. Двое рабочих, взявшись за шесты, медленно разворачивали (по рельсам под кругом) паровоз на 180 градусов […] и паровоз медленно, на небольшой скорости, уезжал. А потом через железнодорожные стрелки он задним ходом подъезжал к вагонам состава [чтобы ехать в обратную сторону]».


Поворотный круг для паровозов. Фото РЖД

8. Во время войны станцию Крюково оборонял бронепоезд

Это был бронепоезд №53, снаряженный в Тбилиси, и в ноябре 1941 году державший оборону на участке Сходня–Клин. Свой самый известный бой экипаж бронепоезда принял 22 ноября 1941 года между Покровкой и Солнечногорском, когда им были уничтожены несколько немецких танков и сорвано их наступление на город. В начале 2021 года в память об этом бое на здании вокзала станция Подсолнечная установили и открыли мемориальную табличку, а потомки командира бронепоезда Алексея Джахиева стали героями сюжета телепередачи «Жди меня», посвященного этому событию. В Музее Зеленограда хранится несколько экспонатов, связанных с бронепоездом №53. В частности, там можно увидеть один из подлинных боевых листков, выпускавшихся экипажем бронепоезда.


Бронепоезд №53. Изображение с сайта Росгвардии

Экипаж бронепоезда №53. Изображение со страницы администрации городского округа Солнечногорск в сети «ВКонтакте»

9. Нынешний временный пешеходный мост — не первый в истории станции Крюково

До войны здесь уже был перекинут через пути типовой арочный пешеходный мост — в Сходне такой можно было увидеть как минимум до середины 70-х. Мост, как и все более ранние постройки станции Крюково, был разрушен в ходе битвы за Москву в ноябре–декабре 1941 года. Его часто изображают на картинах, посвященным боям за Крюково.


Мост на станции Сходня в первой половине 70-х годов. Фото Виктора Фирсова

Разрушенный мост на станции Крюково, декабрь 1941 года. Кадр из документального фильма «8-я гвардейская»

Картина художника Анатолия Горпенко «Бой за станцию Крюково» с изображением разрушенного моста

10. Под одной из платформ нашли старинную кладку, ее предлагают использовать для сооружения памятника

Из-за разрушений военного времени на главной зеленоградской ж/д станции, несмотря на ее богатую историю, не сохранилось старинных сооружений. Но во время реконструкции в рамках проекта МЦД этим летом под одним из перронов станции Крюково нашли старинную каменную кладку. Эксперты предполагают, что это фрагмент подпорной стенки одной из первоначальных пассажирских платформ, построенных еще в 1851 году. Энтузиасты из «Лаборатории Федора Конюхова» предлагают использовать аутентичные камни для создания памятной стелы в честь 170-летия станции Крюково. Кроме того, в РЖД прорабатывают вопрос об установке на Привокзальной площади постамента со старинным паровозом.


Старинная каменная кладка, обнаруженная летом 2021 года под одной из платформ станции Крюково. Фото Владимира Зайцева

Эскиз одного из вариантов памятной стелы. Изображение предоставлено АНО «Лаборатория путешествий Федора Конюхова»

11. Вокзал станции Крюково успел сменить как минимум четыре цвета

Современное здание вокзала на станции Крюково было построено в 1950 году по типовому проекту — такое же здание можно увидеть еще, например, на станции Поварово. Крюковский вокзал часто меняет цвета: только за последние полтора десятка лет он успел побывать синим, шоколадным и светло-серым с красной полосой. А в этом году его неожиданно перекрасили из корпоративных цветов РЖД в зеленый (фисташковый) цвет, объяснив этот шаг возвращением к историческому колору.


Здание вокзала станции Крюково со стороны платформ, предположительно 1970-е года. Фото Николая Гарашина

Вокзал станции Крюково, май 2006 года. Фото Инфопортала

Вокзал станции Крюково, 2010 года. Фото Инфопортала

Вокзал станции Крюково в 2015 году. Фото Инфопортала

Вокзал станции Крюково после ремонта в 2021 году. Фото Инфопортала

12. Первые электрички запустили в Крюково в 1950-х годах

Железную дорогу между Москвой и Ленинградом полностью электрифицировали в начале 60-х. Регулярное движение электричек по привычному нам маршруту Москва–Тверь (тогда Москва–Калинин) открыли 1 февраля 1962 года. Но до Крюково электрички из Москвы начали ходить раньше — этот участок железной дороги был электрифицирован еще к 1950 году. Через несколько лет пригородные поезда на электрической тяге «дотянулись» и до Клина. Сейчас в Зеленограде расположено моторвагонное депо «Крюково» (оно было открыто в 2000 году), которое обслуживает электрички, курсирующие по половине главного хода Октябрьской железной дороги — от Москвы до Бологого.


Электропоезд типа С на станции Поварово, 1954 год. Фото Р. Лихач из журнала «Огонек»

13. Главными ж/д воротами города-спутника должно было стать Малино, а не Крюково

Такова была задумка первого главного архитектора Зеленограда Игоря Рожина. Идея выглядит логичной, ведь платформа Малино расположена ближе к территории первой очереди строившегося тогда города-спутника, чем Крюково. Скажем, до Южной промзоны от нее меньше 1,5 км по прямой. «Сейчас в Малине две платформы, — рассказывал весной 1959 года газете "Гудок" архитектор Юрий Вдовин. — Их намного расширят, и вместе с третьей платформой, которая будет построена, соединят тоннелем с привокзальной площадью. Отсюда пассажиры, прибывающие из города-спутника, будут проходить в цокольное помещение вокзала Малино. […] Над цокольным помещением вокзала будет расположен связанный с ним удобными лестницами зал ожидания. Для него из стекла и железобетона возводится легкий павильон дачного типа. К нему примкнут крытые веранды с широкими крышами. Такие же навесы запроектированы и на остальных двух платформах».

Новый крытый вокзал и пешеходный тоннель с павильонами на входах планировали создать в те годы и на станции Крюково, но в итоге эти планы так и не были реализованы.


Один из вариантов проекта вокзала на платформе Малино, опубликованный в газете «Гудок» 11 апреля 1959 года. Фрагмент изображения из группы «Советский Зеленоград» в сети «ВКонтакте»

14. В 96-м году на станции Крюково случилось крушение товарного поезда

Инцидент, в результате которого, к счастью, никто не пострадал, произошел 23 декабря 1996 года. В тот день около половины пятого вечера в Зеленограде частично сошел с рельсов товарный поезд, следовавший со станции Ховрино в Бологое. Всего в составе было 74 вагона, его скорость не превышала 80 км/ч. В районе станции Крюково внезапно сошла с рельсов цистерна, которая занимала 29-е место в составе, а с ней еще 11 вагонов и цистерн. Причиной аварии специалисты сразу назвали излом шейки оси цистерны.

Для ликвидации последствий чрезвычайного происшествия вызвали специальные поезда из Москвы и Твери — в Зеленограде необходимой техники не оказалось. Из-за крушения для движения между Москвой и Санкт-Петербургом остался свободен только один путь. При этом, поскольку станция Крюково оказалась обесточена, поезда через нее протягивали тепловозы.


Сюжет телепередачи «Дорожный патруль» от 23 декабря 1996 года

15. В лесу за 11-м микрорайоном есть неиспользуемая ж/д ветка

4-километровая однопутная линия отходит в сторону от главного хода ОЖД в районе зеленоградской колонии и, пройдя мимо нескольких гаражных кооперативов, «загибается» в лес, расположенный между 11-м микрорайоном и промзоной Алабушево (именно через нее перекинута автомобильная эстакада, соединяющая Алабушевскую улицу и улицу Гоголя, — раньше на месте эстакады был железнодорожный переезд). Кончается линия на закрытой станции Крюково-Грузовое, расположенной на 2-м Западном проезде за зданием военкомата (в районе бывшего ПОКа). Официально грузовой парк станции Крюково работал с 1972 по 2016 годы, однако в реальности ж/д ветку в район северной промзоны протянули еще в самом начале строительства города-спутника — в 1959 году. Она использовалась для нужды и строителей, и предприятий. С закрытием грузовой станции эта лесная линия практически перестала использоваться.


Железнодорожная ветка в лесу между 11-м микрорайоном и Алабушевской улицей, сентябрь 2020 года. Фото Инфопортала


Подготовил Павел Чукаев


Другие новости транспорта
Просмотров: 18821

Комментарии (12)