ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

21.11.17 07:25  

Розов как Месси

Некоторые наши читатели на днях возмущались большим количеством публикаций про Валерия Розова, называя его «каким-то экстремалом» и недоумевая над предложением назвать его именем улицу в Зеленограде. Журналист Инфопортала Павел Чукаев объясняет, почему Розов был не менее великим спортсменом, чем Болт или Месси, и что полезного он сделал не для страны — для человечества.
Розов как Месси
Валерий Розов. Фото «Русского экстремального проекта»

Для начала несколько слов в защиту Валдиса Пельша от тех, кто не понял, где и при каких обстоятельствах он выдвинул свою инициативу насчет улицы Розова. Телеведущий не пиарился на гибели известного спортсмена, как решили те, кто не читает ничего, кроме заголовков. Он высказал свое предложение на церемонии прощания с Валерием Розовым, которого знал лично, в присутствии родных и близких Валерия и других неравнодушных к нему людей. Высказал эту идею (публично) Алексею Михальченкову, чиновнику и человеку, который тоже был знаком с Розовым. Михальченков дал понять, что идею одобряет. Пока — все. Продолжение истории стоит ждать не раньше чем через десять лет — именно столько по закону должно пройти после смерти человека, чтобы его имя могли присвоить улице или организации.

Вопрос о том, как конкретно увековечить имя Розова — в названии улицы (новых безымянных проездов, судя по темпам строительства, в Зеленограде в обозримом будущем появится немало), школы, ФОКа, спортклуба, турнира или, может быть, повесив мемориальную табличку — еще наверняка станет предметом дискуссий. Но уже сейчас удивляет реакция тех, кто демонстративно вопрошает: «А что вообще такого сделал Розов, чтобы называть в его честь какой-то городской объект?»


По теме

Традиция наносить на карту имена выдающихся спортсменов существует во всем мире. В разных городах Америки и Европы можно встретить улицы Майкла Фелпса, Роджера Федерера, Лионеля Месси, Уэйна Гретцки… На острове Мадейра, малой родине Криштиано Роналду, переименовали в его честь целый аэропорт. Несложно заметить, что все перечисленные люди не просто ныне здравствуют, многие из них еще продолжают спортивную карьеру. В канадском Ванкувере есть Malkin Avenue — улица, названная в честь 31-летнего российского хоккеиста Евгения Малкина. Да-да, не в родном для Евгения Магнитогорске, а в Ванкувере.

У нас в стране часто слышны призывы к патриотизму, к импортозамещению (не только в производственной, но в культурной, идеологической сферах), к тому, чтобы знать свою историю, гордиться своими героями, ценить выдающихся соотечественников. Но как доходит до дела, иногда выясняется, что достижения наших земляков выше ценят за границей, чем на Родине. И речь сейчас не про Малкина, а про Розова.


Лекция Валерия Розова на конференции TED, апрель 2016 года


Валерий Розов был не просто «каким-то экстремалом», как почему-то решили некоторые интернет-пользователи. Он был профессиональным спортсменом топ-класса, автором мировых рекордов, абсолютным лидером (и даже одним из основоположников) в том деле, которым занимался. Он соединил альпинизм и парашютный спорт высших достижений и по непревзойденности в своей области его можно поставить в один ряд с такими мировыми звездами, как Лионель Месси или Усэйн Болт. Собственно, Розов и сам был мировой звездой — давал интервью на BBC, имел поклонников в разных странах, видео его невероятных прыжков собирали миллионы просмотров. Конечно, по степени популярности его сложно было сравнить с Месси или Болтом — подъезд Розова не осаждали фанатки и он мог позволить себе, как обычный зеленоградец, прогуляться с семьей по городу или сходить в магазин — но для людей, интересующихся альпинизмом, парашютным спортом, бейсджампингом, Розов был абсолютной легендой, и даже СМИ, работающие в новостном формате, который подразумевают сухую передачу фактической информации — без личных оценок и красочных эпитетов — смело прибавляли к его имени определение «легендарный бейсджампер».

То, чем занимался Розов, было опасным делом. Кому-то это казалось сумасшествием, неоправданным риском. Вопрос полезности этого занятия на первый взгляд ставит в тупик. Но только потому что этот вопрос сформулирован с позиций рациональности. А многие вещи (кто-то даже скажет — все самое важное в жизни) не имеют и не могут иметь рационального объяснения. Иррациональность — в природе человека, и этим мы отличаемся от муравьев.

Во все времена люди восхищались теми, кто расширял наши представления о границах человеческих возможностей. Теми, кто заставлял мечтать, стремиться и верить в невозможное. Наверное, отчасти в этом секрет популярности любого выдающегося спортсмена — уметь то, что не под силу другим. К Розову это относилось не отчасти, а на все сто процентов, ведь он практически буквально научился летать. Выполняя свой рекордный прыжок с высоты 7700 метров в Гималаях (сколько пройдет времени, прежде чем этот рекорд будет побит, учитывая что предыдущее мировое достижение тоже принадлежало Розову?), спортсмен пролетел три с половиной километра по горизонтали и более полутора километров по вертикали, проведя в свободном падении полторы минуты и развивая скорость до 200 км/ч. Это требовало серьезной тренированности, невероятной выдержки, умения просчитывать риски.


Видеоролик об экспедиции Розова с рекордным прыжком в истории бейсджампинга, октябрь 2016 года


Розов делал то, что было не под силу больше никому в мире, стоял на пике технического прогресса (а можно даже сказать, что помогал ему, — посмотрите приведенную выше запись одной из лекций Валерия, в которой он рассказывает о том, как бейсджамперы ставят себе на службу новые технологии), был кумиром для тех, кто выбирал спорт, а не тусовки и дискотеки, показывал нам красоту нашей планеты, своим примером жизни ради мечты вдохновлял, мотивировал на достижение больших целей. И будет продолжать делать это дальше, хотя его уже нет с нами. А вот как долго и сколь сильно — зависит уже оттого, как мы распорядимся наследием, которое оставил нам Валерий Розов, и увековечим память о нем. Улица Розова нужна не его близким, не Валдису Пельшу и не Алексею Михальченкову. Она нужна нам самим.


Валерий Розов

Родился 26 декабря 1964 года в Горьком (Нижнем Новгороде).

В 1988 году окончил МИЭТ и с тех пор жил в Зеленограде.

Мастер спорта по альпинизму, которым занимался с 18 лет. Неоднократный победитель и призер чемпионатов СССР и России по альпинизму. Совершил более 50 восхождений 5-й «Б» и 6-й категорий. Поднимался на высочайшие вершины Европы, Африки, Южной Америки и Океании.

Заслуженный мастер спорта по парашютному спорту. Первый прыжок совершил в 1993 году. Всего на его счету более 11 тысяч прыжков. Двукратный чемпион мира, чемпион Европы, многократный чемпион России, победитель Кубка мира по парашютному спорту. Чемпион и серебряный призер X-games по cкайсерфингу, серебряный призер Всемирных авиаигр. Участник мирового рекорда (самая большая парашютная формация — 400 человек) по парашютному спорту.

С 90-х годов занимается бейсджампингом. Считается одним из основателей бейсклаймбинга — прыжков в костюме-крыле и с парашютом с горных вершин и склонов. Совершил более 1 500 бейс-прыжков. Автор установленного в 2016 году мирового рекорда по высоте совершения бейс-прыжка — 7 700 метров (юго-западная стена горной вершины Чо-Ой в Гималаях). Также совершил самые высокие бейс-прыжки в истории Европы, Африки, Южной Америки и Антарктиды. В 2009 году он первым в истории прыгнул с парашютом в активную воронку действующего вулкана Мутновский на Камчатке. В 2012 году совершил перелет в костюме-крыле через Татарский пролив, отделяющий материковую часть России от острова Сахалин.

Погиб 11 ноября 2017 года при совершении прыжка с горы Ама-Даблам в Непале.



Павел Чукаев

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора


Другие новости спорта
Просмотров: 11237

Комментарии (49)