ВКонтакте Telegram YouTube Twitter RSS

Тор 10

02.03.20 09:01  
эксклюзив

«Это хищение более крупное, чем в случае с подменой тарифов»

Жильцы корпуса 349 уже почти год пытаются добиться от коммунальщиков внятного объяснения причин резкого роста платы за отопление. Они провели собственное расследование и пришли к выводу, что дому приписали лишние объемы потребленного ресурса.
«Это хищение более крупное, чем в случае с подменой тарифов»


Количество тепловой энергии, затраченной на отопление квартиры, в едином платежном документе (ЕПД) выросло на 68%

В период с 2013 по 2018 годы в платежках на двухкомнатную квартиру площадью 38,6 кв. м количество тепловой энергии в графе «отопление» варьировалось от 0,359694 до 0,403598 Гкал в месяц. Однако с февраля 2019 года этот показатель резко изменился в большую сторону. По сравнению с 2018 годом он вырос на 68% — с 0,378303 до 0,635425 Гкал. Соответственно это привело к повышению квартплаты.



Аналогичная ситуация наблюдается, к примеру, и в корпусе 442, где для однокомнатной квартиры площадью 32,4 кв. м количество Гкал за 2018–2020 годы выросло с 0,28965 до 0,45105.


Жильцы сделали свои расчеты. Результаты не совпали с официальными

Корпус 349 — это 12-этажный одноподъездный дом 1965 года постройки. Теплоснабжение корпуса осуществляется по открытой схеме* без дополнительного преобразования тепловой энергии на тепловых пунктах. В подвале установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии (ОДПУ), который находится на балансе ГБУ «ЕИРЦ города Москвы». Учет энергии на отопление и горячее водоснабжение (подогрев холодной воды) ведется совокупно. До 30 июня 2016 года коммунальную услугу поставляла компания «МОЭК», с 1 июля 2016 года это делает ее дочерняя структура «ТСК Мосэнерго».

Плата за отопление взимается с жильцов равными частями в течение календарного года исходя из суммарного количества тепловой энергии, потребленной домом за предыдущий год. То есть, в 2019 году начисление производится на основании расчетных данных «ТСК Мосэнерго» по фактическому потреблению тепловой энергии в 2018 году. Корректировка начислений производится ежегодно в первом квартале. Ее результат отражается в ЕПД в графе «перерасчет».

Корпус 349 обслуживает государственная управляющая компания «Жилищник района Крюково» (до октября 2019 года — «Жилищник района Савелки»). Ее учредителем является префектура Зеленограда. Жители дома запросили у «Жилищника» показания ОДПУ за 2016–2019 годы, чтобы проверить правильность начисления платы за отопление. Несмотря на неоднократные обращения, в том числе в жилинспекцию, управляющая компания предоставила лишь часть запрошенных данных, не раскрыв основные — посуточные ведомости от ЕИРЦ о снятии показаний прибора учета, которые позволили бы сверить всю цепочку расчетов. Но и тех сведений, что удалось получить, хватило заявителям, чтобы заподозрить коммунальщиков в необоснованном повышении платы.

Так, был выявлен аномальный рост объема горячей воды, потребленной домом в 2018 году. Именно на основании этого параметра рассчитывается количество тепловой энергии, израсходованной на подогрев воды, путем его умножения на норматив 0,066, принятый правительством Москвы. Полученное значение вычитается из общего количества тепловой энергии (по данным, снятым с ОДПУ), и остаток относится на энергию для нужд центрального отопления. По данным «Жилищника», в 2018 году корпус потребил 5914 кубометров горячей воды, хотя в прошлые годы было гораздо меньше: в 2017-м — 3366 кубометров, в 2016-м — 2847 кубометров, в 2015-м — 2957 кубометров, в 2014-м — 3403 кубометра. При этом на официальном правительственном портале «Дома Москвы» за 2018 год указан другой показатель потребления горячей воды — 3056 кубометров. Это почти в два раза меньше, чем в отчете «Жилищника».

Исходя из количества Гкал на 1 кв. м, жители корпусов 349 и 442 рассчитали совокупный объем тепловой энергии на жилую площадь зданий и увидели, что у «Жилищника» эти показатели на протяжении последних лет отличаются в большую сторону. Кроме того, анализируя представленные управляющей компанией данные, жильцы заметили, что с 2018 года на подогрев воды в летний период якобы тратилось больше энергии, чем в некоторые осенние и зимние месяцы, а в 2019 году оба корпуса отапливались даже летом, хотя в корпусе 442 в то время шел капитальный ремонт и менялись трубы.

И еще одна странность: количество Гкал в платежке на квартиру в корпусе 442 продолжило расти в 2020 году, хотя объемы горячей воды и тепловой энергии, затраченной на всю жилую часть дома, в 2019 году наоборот уменьшились.


Объяснения «Жилищника» и жилинспекции не убедили жильцов, и они обратились в прокуратуру

В «Жилищнике» увеличение гигакалорий в платежках объяснили тем, что ресурсоснабжающая организация ТСК «Мосэнерго» в 2016–2019 годах некорректно распределяла тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения, в связи с чем начисления жителям в тот период не соответствовали фактическому количеству израсходованной тепловой энергии — то есть был недобор по платежам. Жители настаивают, что такого не могло быть, поскольку ЕИРЦ ежемесячно снимает показания ОДПУ и передает данные в «Жилищник» и ТСК «Мосэнерго», а они затем сверяют свои расчеты друг с другом.

Жилинспекция Зеленограда озвучила другую версию. Как сообщили в учреждении, в отопительные периоды 2017–2019 годов температурные параметры горячей воды в обратном трубопроводе системы отопления корпуса 349 превышали нормативные значения температурного графика, утвержденного ТСК «Мосэнерго» — то есть был перетоп. В связи с этим инспекция выдала «Жилищнику» предписание провести внеплановые работы по регулированию температурных режимов и наладке системы отопления. По мнению жильцов, эта версия «не вписывается ни в какие математические и логические рамки», поскольку в этом случае общий объем тепловой энергии, потребленной домом, тоже вырос бы на 68% (как количество Гкал по каждой квартире), но этого не произошло.

Данные по количеству потребленной горячей воды на сайте «Дома Москвы», как утверждают в «Жилищнике», были введены неверно из-за технической ошибки. «В настоящее время информация на портале скорректирована», — говорится в ответах управляющей компании и жилинспекции. Однако это не так: на сайте указано прежнее значение — 3056 кубометров.

Жители корпуса 349 считают, что их обманывают, завышая Гкал искусственным путем, а жилинспекция не способствует борьбе за прозрачность платежей, так как игнорирует просьбы предоставить исходные данные для расчетов. В связи с этим они подали заявления в прокуратуру Зеленограда. Как рассказала Инфопорталу одна из жительниц, во время личного приема прокурор посоветовал ей параллельно обратиться в отдел экономической безопасности и противодействия коррупции УВД.


Гигакалории в платежках стали расти после того, как было выявлено масштабное завышение тарифов на отопление

В конце 2018 года стало известно, что жильцы как минимум 88 домов с открытой схемой* теплоснабжения, включая корпуса 349 и 442, в течение многих лет переплачивали за отопление из-за применения неверных тарифов. Теплоснабжающая организация производила поставку тепла по тарифу «без дополнительного преобразования», в то время как потребителям выставляли счета на основе более высокого тарифа «с дополнительным преобразованием». Переплата вскрылась благодаря настойчивости самих жителей, которые стали обращаться в жилинспекцию и правоохранительные органы. По мнению прокуратуры, нарушения свидетельствовали о недостатках информационного обмена и взаимодействия МФЦ с участниками системы расчетов. МФЦ и «Жилищники» отрицали свою вину и перекладывали ответственность друг на друга. Управляющие компании получили предписания сделать перерасчет. Общая сумма переплат за отопление не озвучивалась. По отдельным корпусам они достигали нескольких миллионов рублей.

«Это хищение более крупное, чем в случае с подменой тарифов, — комментирует повышение гигакалорий жительница корпуса 349. — Если по квартире площадью 38,6 кв. м по тарифам за 5 лет было переплачено 11 тысяч рублей, то в случае с повышением Гкал в 2019 году рост квартплаты был примерно на 4 тысячи рублей за год».

В «Жилищнике» заверяют, что управляющая компания не является получателем денежных средств, перечисленных жителями в качестве оплаты за тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение.


Более 80 миллионов рублей вернули москвичам за оплату жилищно-коммунальных услуг в 2019 году

Перерасчет сделали по результатам проверок, проведенных Мосжилинспекцией. Как сообщает мэрия Москвы, основные нарушениям, которые допускали управляющие организации, касались порядка расчета платы за водоснабжение, отопление и дополнительные услуги. Организации завышали объемы потребленных ресурсов, не проводили сверку расчетов или не учитывали льготы. По словам начальника Мосжилинспекции Олега Кичикова, всего в 2019 году в ведомство поступила 21 тысяча обращений от граждан, содержащих около 32 тысяч вопросов о порядке расчета платы за жилищно-коммунальные услуги. Поток обращений был спровоцирован тем, что управляющие организации недостаточно информируют жителей. Из-за этого у москвичей возникают вопросы к сумме в квитанции и они вынуждены искать ответы в контрольно-надзорных органах, считают в мэрии.

А вот как жители 8-го микрорайона требовали объяснений от руководства «Жилищника» на заседании совета муниципальных депутатов района Старое Крюково в феврале 2020 года:




Для справки. 10 марта с 18:00 до 20:00 в бизнес-инкубаторе «Зеленоград» (улица Юности, дом 8) состоится выездной прием окружной прокуратуры с участием руководства отдела экономической безопасности и противодействия коррупции УВД.



Подготовил Марат Мухаев

_____

* При открытой схеме теплоснабжения горячая вода поступает в дом из районной тепловой станции по одной трубе и уже внутри дома на элеваторном узле распределяется для подачи в краны и радиаторы. При закрытой схеме горячая вода поступает в дом по отдельному трубопроводу.

По данным префектуры, сегодня воду по открытой схеме получают 149 зеленоградских домов (29% жилого фонда). Согласно федеральному закону, до 1 января 2022 года все здания в России должны быть переведены на закрытую схему.


Другие новости экономики
Просмотров: 18510

Комментарии (39)