27 апреля Суббота 2024
Завод «Велфарм-М» в Зеленограде приглашает на работу
Завод «Велфарм-М» в Зеленограде приглашает на работу
На современном научно-производственном комплексе «Велфарм-М», созданном на базе фармхолдинга Bright Way Group, открыты дополнительные вакансии для работы на новых линиях по производству твердых и стерильных лекарственных форм.
 Подробнее
Планы на весну: ухоженная и счастливая
Планы на весну: ухоженная и счастливая
Ухоженность — это уникальное умение делать все вовремя и с любовью. В Benedict Hotel&Spa c уверенностью утверждают, что только вовремя и с любовью к себе проведенные уходовые процедуры создают несравненный эффект ухоженной женщины, а не мейк, инъекции красоты и спортзал 7 дней в неделю.
 Подробнее
Важно


Самое читаемое на Инфопортале

Самое обсуждаемое на Инфопортале


Полезные ссылки

Очерки истории русской авиации safavia.ru Л.Т. Сафронова.

Подборка авторских статей на saffoto.ru для любителей фотографии.


21.07.17 12:40

!!! Каким должен был стать центр Зеленограда



Каким должен был стать центр Зеленограда
Инфопортал подробно изучил проекты центра Зеленограда, представленные в одном из выпусков журнала «Архитектура СССР» 1969 года, который мы уже размещали ранее, и рассказывает читателям о том, зачем в нашем городе собирались возвести пирамиду, где изначально хотели поставить памятник Ленину, сколько мостов должно было быть перекинуто через Савелкинский проезд и что планировалось построить на месте нынешнего ТЦ «Савелки».

Публикация подготовлена по материалам журнала «Архитектура СССР» №10/1969 из архива Музея Зеленограда. Скачать часть журнала, посвященную Зеленограду, можно по ссылке.

К 1969 году, когда вышел этот выпуск журнала, строительство первых микрорайонов Зеленограда было уже практически завершено. В городе, изначально рассчитанном на 80 тысяч жителей, проживало уже больше 70 тысяч человек, помимо жилых домов и зданий некоторых предприятий была уже практически создана площадь Юности, которой отводилась роль «площади районного масштаба», и коллектив архитекторов во главе с Игорем Покровским смог сосредоточиться на «разработке индивидуальных проектов общегородского центра, Центрального проспекта и ряда основных общественных зданий». Вот так выглядело во второй половине 60-х годов поле для этой деятельности (нажмите на фото, чтобы увеличить).



«В завершении города, придании ему функциональной и эстетической полноты, создании индивидуального облика, роль этих сооружений исключительно важна. [...] Есть все возможности в конечном итоге создать город, достойно отражающий время, в которое мы живем и работаем. В этом решающую роль должны сыграть в сочетании с выстроенными жилыми районами те индивидуальные комплексы зданий, над которыми сейчас работает мастерская», — писал Игорь Покровский в своей вступительной статье.

Генеральный план развития города на тот момент выглядел так (нажмите на фото, чтобы увеличить).



В целом в этой схеме угадывается современная планировка старой части Зеленограда. Не хватает, по большому счету, только некоторых улиц районного значения (Летчика Полагушина, Березовой, Яблоневой, Каштановой аллей и т.д.). Зато прочерчена линия прямой дороги между 4-м и 12-м микрорайонами. Построена она так и не была, но прошла через все версии Генплана города и остается там до сих пор — правда, с крайне неопределенным сроком строительства — «после 2035 года». Любопытно и то, что в черте современного Зеленограда обозначено три перехода автомобильных магистралей через железную дорогу. Если в первых двух угадывается Крюковская эстакада и «старый мост», то третий переход находится в районе Малино и продолжается в сторону Южной промзоны, обходя ее с восточной стороны. Все это не построено до сих пор, хотя по-прежнему отражено в зеленоградском Генплане.

Покровский вообще предполагал в перспективе развивать центр города в западном направлении (то есть в сторону нынешних 11-го и 12-го микрорайонов), включив в его систему еще одну площадь районного масштаба, подобную уже созданной площади Юности. Как мы знаем, пространство перед торговым домом «Ольга», конечно, стало локальным местом притяжения, но как таковой площади там создано не было и в систему городского центра оно не вошло, оставшись отрезано от него лесопарком.


По теме

Что касается проекта Центральной площади и ее окрестностей, то на первый взгляд может показаться, что все задуманное архитекторами удалось реализовать, но, если приглядеться, то становится очевидно, что это не совсем так.



Во-первых, присмотритесь к Центральному проспекту. В промежутках между длинными девятиэтажками, идущими со стороны 3-го микрорайона предполагалось строить общественные здания: выставочный зал, дворец бракосочетаний и т.д. В итоге ничего из этого построено не было, а единственное появившееся там здание, было возведено уже в 2000-е и принадлежит издательскому дому «БиНО» (на первом этаже там сейчас располагается кафе Garden). А один из разрывов между жилыми домами вообще «съела» Яблоневая аллея, которой не было в приведенном выше Генплане.

Теперь обратите внимание на пространство между домом «Флейта» и Центральной площадью. На картинке через Савелкинский проезд перекинуто аж шесть пешеходных мостов, имеющих выход на крышу торгового центра, в котором располагается универмаг. Макеты такого решения можно было увидеть и в одном из выпусков киножурнала «Строительство и архитектура» за 1968 год. Приведем здесь два скриншота из него.




Пространство перед «Флейтой» задумывалось как «зеленая эспланада, протянувшаяся вдоль фонового жилого дома» и служившая верхней террасой Центральной площади, но в итоге из шести (или пяти — см. картинку ниже) пешеходных мостов через Савелкинский проезд построили лишь два, так что в реальности это пространство оказалось от площади совершенно оторвано.

Подобными мостами задумывалось соединить Центральную площадь также с 4-м и 6-м микрорайонами. Как мы знаем, надземные пешеходные переходы там в итоге появились, но только в последнюю пятилетку и построенные, конечно, по совершенно другим проектам. Эти переходы, скорее, разбивают пешеходное пространство на разные части, а не соединяют его, как было бы в случае реализации изначального проекта.


По теме

В остальном на Центральной площади все получилось более или менее так, как задумывалось изначально: префектура (горсовет), высотка бизнес-центра (гостиницы), торговый центр, ДК. Исключения два. Первое — на месте нынешнего торгового центра «Савелки» должно было быть построено гораздо более приземленное здание Дома связи (с почтой, телеграфом и т.д.), служившее, по сути, продолжением здания универмага. Второе — перед префектурой предполагалось поставить трибуну для выступления на демонстрациях и памятник Ленину. Памятник на картинках не прорисован (как известно, в итоге он появился, с противоположной стороны пруда, у Научного центра, но до наших дней не сохранился), а вот трибуна отчетливо видна на эскизе, приведенном выше.

Центральная часть парка Победы вроде бы вполне соответствует задуманному виду. Обращает на себя внимание только круглое строение на воде, которое, видимо, задумывалось как лодочная станция. В итоге станция, как мы знаем, была построена в другой части пруда и в гораздо более скромном виде.



А вот в западной и восточной частях парка предполагалось создание спортивных объектов. В западной части — там, где сейчас стоит недостроенный аквапарк, планировалось возвести стадион с трибунами на 12 тысяч человек и устроить два тренировочных футбольных поля. Мы уже рассказывали об этой задумке в статье по материалам экспозиции Музея Зеленограда, в коллекции которого есть макет, иллюстрирующий данный проект.



А это фото макета городского центра в том виде, в котором его задумывала команда Покровского, из листаемого нами журнала «Архитектура СССР».



Несколько лет назад студентка МАРХИ из Зеленограда Ксения Базылева подготовила проект реновации «поляны с аквапарком», который был выдвинут на соискание национальной премии в области зеленой архитектуры и строительства «Эко-тектоника». Впрочем, в реальности за комплексом будущего аквапарка (сейчас, напомним, «строится» первая очередь комплекса, которую собирались отвести под торгово-развлекательные функции) планируют когда-нибудь возвести спортивный центр.


По теме

Но вернемся в 1969 год. В восточной части центрального парка предполагалось создать вторую часть городского спортивного комплекса, в состав которой должны были входить многозальный спортивный корпус в виде пирамиды (большой зал имел бы трибуны на 800 человек), открытая площадка размером 36 на 72 метра с трибунами на 1500 человек (зимой она служила бы для фигуристов и хоккеистов, а в другое время — для представителей летних видов спорта), крытый легкоатлетический манеж (его летом, наоборот, предполагалось использовать как искусственный каток), закрытый (длиной 25 метров) и открытый (длиной 50 метров и с трибунами на 500 мест) бассейны, а также несколько открытых спортивных площадок и легкоатлетическое ядро. С учетом рельефа местности построить весь комплекс предполагалось на едином стилобате,то есть фактически, он был бы объединен в одно здание, верх которого представлял бы собой площадь с выходом к трибунам, расположенным амфитеатром к основным спортивным аренам.



Ниже приведен подробный план комплекса (нажмите, чтобы увеличить). Для тех, кто хочет лучше сориентиоваться на местности, поясним, что пирамида многозального корпуса (номер 6 на приведенной ниже схеме) должна была располагаться практически ровно на месте современного ледового дворца «Орбита».



Как известно, проект городского спортивного комплекса не был реализован. Правда, в итоге в восточной его части в последние 15–20 лет все-таки сложился спортивный кластер. В нем есть и ледовый дворец, и бассейн, и регбийный стадион, и различные площадки и спортивные залы — но все они возведены в виде отдельных сооружений и не образуют единого архитектурного ансамбля.


По теме

Не будем подробно останавливаться на проектах площади Юности, Московского института электронной техники, здания горсовета и Дворца культуры, которые, судя по всему, были реализованы в точности в том виде, в котором были представлены на страницах «Архитектуры СССР». Давайте лучше посмотрим на Дом юстиции, который предполагалось возвести «на относительно изолированной территории в непосредственной близости от городского общественного центра». Где именно, в журнале не указывается. «Ограниченность участка существующими подземными коммуникациями и лесом определила вертикальное объемно-пространственное решение здания с минимальной площадью застройки», говорится в описании. В Доме юстиции предполагалось разместить суд, прокуратуру, милицию, военкомат, а также нотариальную контору и юрисконсульта. В итоге построен он не был, и все эти организации существуют обособленно.



Еще один нереализованный проект — здание техникума. Где его собирались возвести, из журнала также непонятно. Известно только, что участок имел площадь 6 гектаров и был с трех сторон окружен лесным массивом. Природные условия продиктовали живописное архитектурно-планировочное решение проекта — основное здание учебно-лабораторного комплекса имело форму трилистника. С ним соединялись переходами отдельно стоящие здания столовой, актового зала, спортивного и производственного корпусов. Хоть этот проект и не был реализован, некоторые его нотки определенно угадываются в архитектуре зданий-клюшек в Южной промзоне.



И, наконец, монумент «Штыки» на Ленинградском шоссе. Отсутствие у Зеленограда материализованной в архитектуре длинной истории его проектировщики планировали нивелировать созданием монументов, связанных с событиями Великой Отечественной войны. В журнале, в частности, говорится о планах соорудить в Зеленограде мемориальное здание в память героической обороны столицы (к сожалению, без конкретики) и устроить мемориальный парк, в состав которого вошли бы сохранившиеся реликвии войны и, в частности, командный пункт генерала Панфилова. Тут в описание явно вкралась ошибка, так как Панфилов погиб еще до того, как его дивизия отступила в наши края и начала вести бои в районе Крюково. Возможно имелись в виду места, связанные с боевым путем 354-й стрелковой дивизии, — за зданием Дворца культуры как раз установлен памятный камень на месте ее командно-наблюдательного пункта. Впрочем, вернемся к «Штыкам». Сам монумент был в итоге создан практически в том же виде, в котором он представлен на приведенном эскизе, но хотелось бы также обратить внимание читателей на спроектированную архитекторами развязку Ленинградского и Льяловского шоссе и Панфиловского проспекта.



Такое же решение было представлено и в упоминавшемся выше выпуске архитектурного киножурнала.



В итоге развязка на этом месте, как известно, была построена только в прошлом году и, конечно, по совершенно другому проекту.


Подготовил Павел Чукаев


По теме


На правах рекламы
Просмотрено 16475 раз(а)

Теги: Зеленоград, архитектура, архитекторы, проекты, Игорь Покровский

Комментарии (18)

ВКонтакте Instagram Twitter Facebook YouTube Telegram RSS Подписка на рассылку
Отделение косметологии в семейной клинике «Детство Плюс»
Отделение косметологии в семейной клинике «Детство Плюс»
Воспользуйтесь первой бесплатной консультацией любого врача-косметолога в клинике «Детство Плюс»!
Предложение действительно до 31 мая 2024 года.
 Подробнее




Гастроли

«Женский стендап», Театр кошек Куклачева, Слава, Журавлев, Прокофьева, «Спящая красавица», «Барбоскины»

Хабиб, «Малыш и Карлсон», «Сурганова и Оркестр», «Березка», «Каспийский груз», «Классная шапочка»


Фотолента

Рейд на 23 февраля. Проверка на дорогах

Нанотрубки, ковер-самолет и Эдем с термогенератором. «Театр+Наука» в Зеленограде


Новости компаний

Футбольная школа «Спартак Юниор Зеленоград» объявляет набор детей от 5 до 14 лет

Кластер робототехники в Зеленограде собирает участников для кооперационных проектов


Инфографика

Правила для электросамокатов. Инфографика

Отмены электричек. Маршруты компенсационных автобусов


Интервью

Павел Курочкин: «Выбор спектакля для постановки похож на игру в судоку»

Анатолий Смирнов: «В Зеленограде сохраняется преемственность поколений, которой уже нет в других местах»


Советы экспертов


Глазами очевидцев

Не поделили дорогу. Видео

«Кто-то может найти и призвать к ответу этих вандалов?» Видео


Новости автомира

«Гаишникам» разрешили останавливать машины для проверки документов вне постов ДПС

«Гаишники» отобрали у строителей 23-го микрорайона неисправный автобус






Реклама на сайте Контакты Вакансии Наши проекты Кнопки